Программа для детей с задержкой психического развития
Программа для детей с задержкой психического развития (ЗПР) отличается от обычной школьной программы, поскольку особенности этих детей предполагают необходимость создания специальных образовательных условий. В большинстве случаев при своевременной коррекции прогноз для таких детей благоприятен и через какое-то время они могут продолжить обучение в обычной школе.
Основные направления работы
Программа для детей с задержкой психического развития выстраивается с учетом зоны ближайшего развития, которая является одним из основных понятий в психологии развития. Зона ближайшего развития – это те возможности, которые открываются ребёнку при поддержке взрослого. Например, ребёнок может самостоятельно кататься на велосипеде с дополнительными колесами, однако для того, чтобы научиться управлять двухколесным велосипедом, первоначально ему требуется помощь взрослого. В данном случае помощь в обучении поездкам на двухколесном велосипеде поможет ребёнку освоить умение самостоятельно. Это зона ближайшего развития.
Исходя из этого выстраивается коррекционная программа. Коррекционная работа с детьми с ЗПР носит комплексный характер и включает следующие направления работы:
- Оздоровительное. Создание условий для полноценной физической активности и здоровья ребёнка определяет успех коррекционных мероприятий. Это режим дня, подходящее количество двигательной активности и внимание к здоровью ребёнка.
- Применение нейропсихологических методик. Оказывает положительное влияние на многие навыки, необходимые в ходе школьного обучения: письмо, чтение, счет, а также поведенческие нормы.
- Коррекция сенсорно-моторной сферы. Поскольку в некоторых случаях задержка психического развития сопровождается отклонениями в сенсорных и двигательных процессов, данное направление важно для таких детей.
- Стимуляция познавательных процессов. Здесь важна как психологическая коррекция, так и педагогическая поддержка.
- Работа с эмоциями. Результатом эффективной работы в этом направлении становится способность лучше оценивать эмоции других людей, а также возможность самоконтроля проявлений своих собственных эмоций.
Возможности детей с ЗПР
Программа развития ребёнка с ЗПР обеспечивает выработку актуальных для его возраста видов деятельности и подготовки таких детей к освоению школьной программы. Важно учитывать, что способности к обучению у этих детей лучше, чем у их сверстников с умственной отсталостью, поэтому в большинстве случаев прогноз благоприятен. В случае продуктивного усвоения программы ребёнок вполне может обучаться в общеобразовательной школе.
Задержка психического развития наиболее очевидна при поступлении ребёнка в школу, однако на этапе дошкольного развития ребёнка она также может быть диагностирована. Коррекционные мероприятия в этот период помогут компенсировать недостатки развития и лучше подготовить ребёнка к дальнейшему обучению.
Читайте далее
Продлить свою молодость и энергичность: от каких двух органов зависит активное долголетие
Активное долголетие: что на него влияет и как его достичь?
Сложности родителей в уходе за новорожденным мальчиком
Нередко родители при рождении мальчика испытывают трудности в уходе за интимной областью, особенно при воспалении.
Как всё успевать с ребёнком на руках: лайфхаки для мам
Не только дела: как выделять время на заботы и отдых с малышом в доме? Секреты тайм-менеджмента активных мам.
Стрессовое недержание мочи у детей: причины, лечение
Стрессовое недержание мочи у детей: возможные причины. Что делать, при возникновении стрессового недержания мочи у ребёнка?
Псориаз — что поможет справиться с этой проблемой?
Какой продукт наиболее эффективен для ухода за кожей при псориазе?
Эффективное лечение атопического дерматита
Как помочь малышу и облегчить симптомы атопического дерматита? Возможно ли вылечить болезнь?
5 ошибок в лечении атопического дерматита у детей
Атопический дерматит у детей – заболевание капризное. Не любит и не терпит ошибок. Как их избежать?
Атопический дерматит у детей: симптомы и лечение
Проблемы атопии: атопический дерматит как проявление аллергических реакций у детей.
Головная боль напряжения — как справиться с этой проблемой?
Какой препарат лучше всего подойдёт для борьбы с головной болью напряжения?
Аппаратная растяжка против «профессиональных» проблем со спиной
Какие гаджеты и аппараты помогают справиться с проблемами спины и позвоночника: советы и рекомендации от экспертов для домашней растяжки спины
Жирная кожа: проблемы и пути их решения
Какие продукты наиболее эффективны в уходе за жирной и проблемной кожей?
Спрей с азеластином: средство в борьбе с аллергией
Страдаете от сезонной аллергии и никакие средства уже не помогают? Эксперты MedAboutMe подробно рассказывают о новейшем спрее, направленного на лечение аллергии у детей и взрослых
Антицеллюлитная прессотерапия: давление воздуха против апельсиновой корки
Прессотерапия: как выбрать аппарат для лимфодренажного массажа против целлюлита
Аппаратный массаж против отёков: главное о пневмокомпрессионном лимфодренаже
Как Пневмокомпрессионный лимфодренаж воздействует на лимфатическую систему, почему переменная пневмокомпрессия содействует снижению отечности, при каких отеках есть смысл делать аппаратный массаж и как проводить процедуру для достижения стойкого положительного результата? Все ответы в статье MedAboutMe
Прессотерапия и спорт: быстрое восстановление, лучшие результаты
Ученые своими исследованиями подтвердили эффективность пневмокомпрессионного массажа, а атлеты подтвердили это многократно уже на практике
Химиотерапия: мифы и реальность
Диагноз «рак» приводит в смятение и вызывает страх перед самой болезнью и методами ее лечения, в частности, перед химиотерапией. Разбираем самые популярные мифы.
Опубликовано 20.03.2016 07:17, обновлено 13.12.2019 11:56
Использованные источники
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / Богданова Валентина Николаевна // ИЗВЕСТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА – 2009
К вопросу лечения детей с задержкой психического развития / Зотов А.Г. // Рмж – 2010 – Т. 18 №20
Электроэнцефалографические исследования у детей с задержкой психомоторного и речевого развития / Шамансуров Ш.Ш., Зиямухамедова Н.М., Узакова Ч.А., Халимбетов Г.С. // Российский вестник перинатологии и педиатрии – 2011 – Т. 56 №4
Читайте также
Развитие речи у детей с ЗПР
В чем проявляются особенности речи детей с задержкой психического развития? Как учить малыша с ЗПР? Читайте в нашей статье о речевых навыках детей с ЗПР.
Лечение ЗПР у детей
Неутешительные статистические цифры свидетельствуют, каждый четвертый российский школьник имеет особенности психического развития.