Подростковый возраст у ребёнка — непростое время для всей семьи. Дети растут, совсем скоро им предстоит вступить во взрослую жизнь. Но родители видят, что во многих отношениях подростки — совсем еще как малыши. Развитие ребёнка в эмоционально-волевой сфере все чаще сталкивается с понятием ответственности. Как лучше повести себя в таком случае, когда выросший ребёнок требует права самостоятельно принимать решения, но по факту просто не всегда может сделать это?
Родители обозначают границы
Чаще всего конфликты вокруг чувства ответственности возникают там, где подростки требуют права отвечать за свои поступки самостоятельно, а родители не готовы им такое право предоставить, реже бывает наоборот. Иногда это мнение бывает необъективным — очень трудно отпустить от себя образ малыша, которого, кажется, еще вчера учили ходить, кататься на велосипеде, помогали исправлять первые двойки. С тех пор прошло совсем немного времени, наступил подростковый возраст, вчерашний карапуз уже почти с папу ростом, и заявляет, что двойки — это его дело, и он сам решит, какие из них исправлять. Подростковый возраст — это такое время, когда ребёнок постепенно становится взрослым. Этот переход может происходить скачкообразно, но в любом случае он займет несколько лет.
На протяжении этого времени подростки будут требовать все больше и больше свободы — так работает природный механизм сепарации, когда детеныш должен отделиться от родителей, обеспечивающих его всем необходимым, и научиться контролировать свою жизнь самостоятельно. Человеческий детеныш не отличается в этом плане от других животных, и достигнув возраста 10+, он начинает все активнее расширять границы дозволенного. Может быть, он прав?
Отвечать на этот вопрос лучше с другой стороны — а что точно родители не могут позволить ребёнку? Подростки — все-таки еще не взрослые, и так заведено природой, так предполагает развитие ребёнка, что ставить внешние рамки для него должны взрослые. Подросток может быть уверен в своей правоте, он может просчитать в голове все варианты развития событий и вспомнить, как нечто происходило у его знакомых. Но просто в силу отсутствия жизненного опыта он не может правильно расставить все оценки. Потому родители должны даже для самих себя обозначить рамки распределения ответственности: там, где речь заходит о жизни и здоровье, своем или чужом, все решения принимают только родители, и отвечают за них только они. Это не вопрос обсуждения, это закон, подкрепленный многочисленными нормативно-правовыми актами.
Классический вариант — просьба завести животное. Кажется, все дети в какой-то момент просили родителей завести питомца. Конечно, при этом давались торжественные клятвы, что родителям не придется заниматься уходом, гулять с собакой, вычесывать кошку, менять постилку хомячку будет только сам юный владелец. Он утверждает это со всей искренностью, и сам верит в это время, что действительно будет выполнять все необходимые манипуляции. Но проходит всего пара месяцев после появления в доме пушистого друга, и родители все чаще слышат: «Я не хочу, давайте вы сами, я не думал, что это будет так трудно». Да, подростки просто не могут предусмотреть свои собственные реакции на протяжении долгого времени, они не думали, что их сегодняшнее горячее желание может перемениться. Но животное уже есть в доме, это не игрушка, которую можно забросить в дальний ящик.
Подростковый возраст — время обучения
Но как понять, что подростки уже готовы принять на себя ответственность за какие-то решения? Чаще всего родители судят об этом по результатам поступков. Они, как правило, неутешительны для ребёнка. «Как мы можем позволить тебе гулять до темноты, когда ты даже из школы прийти вовремя не можешь? Как мы можем тебе доверить самостоятельно делать уроки, если у тебя и так сплошные тройки?» Да, все это правда, но нельзя забывать о том, что плавать на берегу не научишься, ответственности нужно учить, как любому другому навыку, и без практических занятий это невозможно. Нужно выбрать правильную область, где последствия неверного выбора будут обратимы. Также важно обозначит маркеры, дальше которых эксперимент не должен продолжаться, когда в ситуацию вступят родители. Так контролировать учебу самостоятельно — право и обязанность самих подростков, но после появления четвертных двоек уже родители будут решать вопрос о репетиторстве или смене учебного заведения.
Все идет по плану
В самом начале родители должны проговаривать с подростками подробно, какие действия те будут предпринимать. Такая подстраховка необходима, как тренировки в спортивном зале перед выходом в открытую воду, эта аналогия очень точна. Конечно, можно бросить ребёнка в воду и смотреть, как он будет барахтаться. Это безусловно закалит его характер, но только если он выплывет, а ведь может и утонуть. Гораздо больше шансов добиться положительного результата все-таки при предварительной подготовке, развитие ребёнка в освоении любых навыков идет постепенно. Заодно это даст родителям возможность побольше узнать о том, что они смогли вырастить из ребёнка на самом деле, насколько ему присущи самостоятельность и предусмотрительность, насколько совершенен его план. Избранная стратегия содержит недочеты? Нужно объяснить подростку, в чем он ошибся, и дать возможность реализовать исправленную версию на практике. Это будет подсказка от родителей, но решение воспользоваться ею примет сам ребёнок. Результаты также нужно подробно проанализировать, в основном, чтобы понять, что и как теперь исправлять. Подросток придумал новый гениальный план? Что ж, пусть рискнет, теперь у него опыта больше.
Подростки имеют право голоса
В каких же областях можно доверить право решения самому ребёнку? В первую очередь, в том, что касается личных предпочтений в быту. Стиль в одежде, любимые хобби, своих друзей и место проведения досуга вполне можно доверить сыну или дочери, когда наступит подростковый возраст. Границы разумного при этом, разумеется, сохраняются и это те самые маркеры окончания эксперимента. Девочка может выбрать готический стиль в одежде, но портить кожу лица тоннами косметики ей не стоит, пусть обойдется тушью и помадой. Папа юноши имеет право запретить сыну общаться с друзьями старше его на много лет, которые имеют криминальное прошлое.
Как предоставить ответственность? До подростков важно донести мысль о том, что с возникновением у них прав на самостоятельные решения, они автоматически только самостоятельно обретают связанные с этим обязанности. Из этого состоит сама жизнь — нельзя получить желаемый товар в магазине, не заплатив за него цену, указанную в чеке. Ребёнок хочет пойти на любимый концерт, билет на который слишком дорог для семейного бюджета, или родители не одобряют музыкальный стиль? Пусть самостоятельно накопит средства из карманных денег или от подработки — нижняя граница приема на работу сейчас составляет 14 лет. Подростки сами хотят контролировать свои уроки? Пускай, но прогулы недопустимы ни в какой степени, а общая успеваемость не должна быть ниже обозначенной родителями границы.