- Основные виды памяти у взрослых и детей
- Особенности процесса запоминания в дошкольном развитии ребёнка
- Обучение запоминанию для развития ребёнка
- Развивающие игры и комплексы обучающих занятий для детей
Полноценное развитие ребёнка нельзя представить без правильно сформированной памяти. Она важна для всей мыслительной деятельности и отвечает за становление разносторонней личности. Неспособность запоминать информацию является серьезным дефектом и требует своевременной коррекции.
Формирование памяти у детей различается в зависимости от возраста. Память дошкольников 4—6 лет также имеет свои особенности, которые учитываются при занятиях. На этом этапе важно заложить основы процесса запоминания, чтобы облегчить восприятие новой информации в школьные годы.
Основные виды памяти у взрослых и детей
Человеческая память классифицируется по нескольким видам. По способу взаимодействия с окружающим миром различают следующие виды:
- Двигательная. Процесс запоминания происходит в результате выполняемых действий: дети учатся переворачиваться, вставать, ходить, танцевать, рисовать или писать.
- Образная. Это память на образы, формируется она с помощью процессов восприятия через сенсорные системы и воспроизводится в форме представлений. Образная память делится на зрительную, слуховую, осязательную (тактильную), обонятельную и вкусовую.
- Эмоциональная. Запоминаются переживания, связанные с произошедшими событиями.
- Словесно-логическая. Память хранит слова, речь и действия, которые связаны с ними.
По времени хранения знаний различают:
- Кратковременную — знания, нужные непосредственно в момент деятельности. В дальнейшем они могут стереться или перейти на долгое хранение.
- Долговременную — из нее складывается жизненный опыт. Долговременная память хранит всю информацию, полученную человеком.
По способу запоминания память бывает смысловой (между запоминаемыми данными существует логическая связь) и механической (знания усваиваются в результате многократного повторения без улавливания смысла). По цели запоминания выделяют произвольную (для усвоения прилагаются усилия) и непроизвольную (данные сохраняются независимо от человека).
Особенности процесса запоминания в дошкольном развитии ребёнка
В период дошкольного развития ребёнка уже отмечается способность строить четкие понятные предложения, выражающие его мысли. Воспринимая информацию, дети анализируют ее и делают собственные, порой неожиданные, выводы. При обследовании предмета внимание привлекают яркие и красочные стороны, при этом главные качества могут быть упущены.
Двигательное развитие ребёнка характеризуется способностью выполнять сложносоставные элементы и контролировать процесс. Ярким примером таких действий являются танцы. В ролевых играх осознается и выполняется набор нужных действий, при этом ребёнок контролирует не только собственное выполнение, но и движения остальных.
Для этого этапа характерна автоматизация часто выполняемых действий с участием мелкой моторики. Учитывая предыдущий опыт, малыш занимается рукоделием, вырезанием фигурок с помощью ножниц, склеиванием кусочков бумаги.
Дошкольное развитие ребёнка отмечается высокой способностью к запоминанию речи. Он может повторить услышанный разговор; воспроизвести прочитанную родителями сказку или стихотворение; рассказать о произошедшем с ним случае. Ребёнок в этот период запоминает яркие эмоции как негативного, так и позитивного характера: поход в цирк или чувство несправедливости при ущемлении его прав.
Дошкольное развитие ребёнка является важным этапом жизни, в котором родителям необходимо пробуждать исследовательский интерес малыша, предлагая ему развивающие игры, читая сказки и заучивая стихи.
Обучение запоминанию для развития ребёнка
Процесс развития ребёнка следует контролировать, направляя его в нужную сторону. Обученный управлению мыслительными процессами, ребёнок не будет испытывать сложностей в усвоении школьной информации.
Занятия для детей должны отвечать следующим условиям:
- материал должен быть интересным и увлекательным для ребёнка, вызывать положительные эмоции;
- занятия для детей должны быть связаны между собой, обучать ребёнка видеть связи между событиями;
- ребёнок обязан понимать необходимость полученных знаний и систематического их повторения.
Для свободного развития ребёнка важно помнить, что информация детьми запоминается в основном непроизвольно, постепенно объединяясь с мышлением и речью. Плавное накопление информации стимулирует развитие умственной деятельности, расширяя границы познания.
Развивающие игры и комплексы обучающих занятий для детей
Дошкольный возраст — время посещения детских садов, но не следует оставлять весь процесс развития ребёнка воспитателям. Родители должны принимать непосредственное участие в воспитании и формировании личности малыша. В этом помогут несложные совместные развивающие игры:
- Упражнение для развития двигательной памяти.
Глаза ребёнка завязывают платком, берут за плечи и ведут по комнате. В процессе игры малыш выполняет различные движения на собственное усмотрение: прыжок, выпад в сторону, приседание. Завершив проход, повязку снимают — теперь малыш должен воспроизвести все действия с открытыми глазами последовательно.
- Занятие для детей, развивающее зрительную память.
Выполняется при помощи карточек со схожими изображениями, на которых малыш должен найти отличия. Для начала он может сравнивать картинки, потом исходное изображение следует прятать, показав его один раз.
- Ассоциативный ряд.
Учит ребёнка различать предметы по свойствам. Взрослый называет предмет, ребёнок называет все то, что у него ассоциируется с этой вещью.
Регулярные занятия на развитие памяти облегчат ребёнку период адаптации в школе, помогут в процессе формирования личности, закладывая навыки анализа и отбора информации. Дошкольный период отличается высокой степенью усвояемости материала, поэтому следует не упускать возможность заложить основы для эффективного запоминания информации.