Педагогическая психология изучает психологию детей с целью улучшения учебного процесса, используя при этом специальные методы.
Проблемы и задачи
Какие задачи стоят перед психологом:
- Изучение психики ребёнка, причем комплексное.
- Подбор материала для обучения.
- Разработка эффективных методов обучения и воспитания.
- Разработка теоретических вопросов в области педагогики.
Проблемы, которые решает эта наука:
- До сих пор точно неизвестно, влияет ли любое воздействие на развитие ребёнка. Поэтому изучается связь психологического развития ребенка и педагогического воздействия.
- Связь индивидуальных особенностей ребёнка и возрастных закономерностей. А также подбор оптимальных методов для обучения детей определенного возраста. Все дети имеют разные возможности в одном и том же возрасте, по мере взросления различия становятся все больше. Поэтому важно найти такие методы обучения, которые в целом подойдут всем детям одного возраста.
- Поиск и эффективное использование максимально чувствительных периодов развития психики ребёнка.
- Насколько ребёнок готов к обучению. Ведь у каждого свои особенности.
- В определенном возрасте ребёнок должен знать определенные вещи. Если же его недостаточно обучали, не создавали благоприятные условия для обучения, это свидетельствует о педагогической запущенности. В этом случае необходимо сделать всё, чтобы ликвидировать отставание в развитии.
- Очень важно к каждому ребёнку применять такие методы, которые лучше всего подходят его задаткам, способностям. Поэтому психология должна подобрать подход, который нужен конкретному ребёнку.
Методы исследования
Эта наука использует разные методы для исследования психики ребёнка:
- Наблюдение — это основной метод в изучении. При этом ребёнок не знает, что за ним наблюдают. Особенностью метода является то, что наблюдение проводится в обычных жизненных условиях. И проводится оно по определённому плану или программе.
- Эксперимент — создаются опредёленные условия, в которых должен находиться ребёнок, а психолог наблюдает за ним. Эксперимент может быть длительным и краткосрочным, групповым или индивидуальным. Для контроля можно несколько раз повторять опыт, при этом можно немного изменять условия его проведения.
- Анализ продуктов деятельности — психолог изучает ребёнка на основе анализа того, что он создает (рисунок, тексты).
- Тесты психолог проводит с целью выявить различные состояния и качества детей. Это просто констатация действительности.
- Беседа — распространенный метод. Психолог разговаривает с ребёнком, и при этом получает необходимую информацию. Что касается анкетирования, психолог учитывает содержание вопросов, их форму и формулировку, а также порядок следования вопросов. На процесс выделяется примерно полчаса. Анкетирование может быть групповым или индивидуальным.
- Социометрическая методика изучает межличностные связи внутри группы. Используется для формирования учебных коллективов.
Главная задача педагогической психологии — усовершенствовать процессы обучения и воспитания с помощью изучения особенностей детей.