Обычно дети тянутся к своим сверстникам и с удовольствием с ними играют. Но бывает так, что ребёнок боится других детей, сторонится их, не включается в общую игру. Почему так происходит и что делать?
Причины поведения ребёнка
Почему ребёнок может бояться идти к другим детям и играть с ними? Может быть несколько причин.
- Самая простая причина — ребёнка во время игры обидели дети. Конечно, он боится повторения подобной ситуации. Поэтому решает, если не общаться с другими детьми, а играть в одиночестве, то и обидеть будет некому.
- Возможно, ребёнок увидел драку сверстников. Если драка была травматичной, а ребёнок впечатлительный, он тоже постарается избежать общения и тем самым не провоцировать других детей на неадекватное отношение к себе.
- Часто ребёнок просто застенчивый и робкий, ему сложно знакомиться с чужими людьми, общаться с ними.
- Еще одна причина — страх конфликтов. Ребёнок неуверен в себе, не умеет решать конфликты и поэтому боится общаться с детьми. Ведь конфликты в общении неизбежны. Конечно, эта причина обычно появляется попозже после четырех лет.
Чтобы точно определить причину, необходимо поговорить с ребёнком, понаблюдать за ним и проанализировать его поведение.
Как справиться с проблемой?
Самое простое и эффективное — показать на личном примере, как надо общаться с другими людьми. Ребёнок всегда копирует поведение родителей. Поэтому если отец и мать не слишком общительные, неправильно ведут себя с другими людьми, то и ребёнок будет перенимать эту манеру поведения.
Если ребёнок боится подойти к детям, надо сделать это вместе с ним. Вместе поздороваться, начать общение и игру вместе с другими детьми. При этом приглашая ребёнка. Постепенно ребёнок подключится к процессу. Только не надо заставлять. Если ребёнок категорически против, пусть просто побудет рядом и посмотрит. Скорее всего, потребуется несколько таких совместных игр, чтобы ребёнок тоже подключился.
Очень важно научить ребёнка решать конфликты самостоятельно. Но при этом дать понять, что родители всегда поддержат и защитят. Надо научить ребёнка правильному общению: делиться игрушками и меняться ими с другими детьми, быть общительным, уважать других, иногда идти на уступки (но, конечно, не всегда). Если возникает конфликт, не драться сразу, а попытаться мирно договориться.
Можно использовать сюжетно-ролевые игры. С их помощью научить ребёнка взаимодействию с другими детьми. Если ребёнок неуверен в себе, важно прививать уверенность, чаще хвалить.
Конечно, родители не должны чрезмерно опекать, у ребёнка должна быть определенная свобода, он должен учиться самостоятельно решать проблемы. Однако это не значит, что можно не волноваться по поводу общения ребёнка с другими детьми. Надо всегда быть в курсе, как ребёнок проводит время на детской площадке или в саду, помогать разобраться в сложных ситуациях, если они возникают.
Если самостоятельно справиться не получается, стоит обратиться к специалисту. Психолог найдет причину страхов и поможет от них избавиться.