Ребёнок идет в детский сад и вдруг начинает часто болеть. Причем пока он находится дома в выходные, все в порядке, а в понедельник снова появляется кашель у ребёнка, заложенность носа и прочие неприятности. Почему так происходит, разбирался MedAboutMe.
Кашель у ребёнка и другие симптомы болезней: психосоматика или физиология?
Казалось бы, и детский сад хороший, и проводит там ребёнок всего полдня, но все равно успевает заболеть. Почему так происходит и что делать родителям?
Причин, по которым появляются кашель у ребёнка и другие симптомы простудных заболеваний, может быть несколько. В первую очередь следует исключить физиологическую природу болезни. Если малыш заболел, его нужно обязательно показать врачу для установления причины заболевания и при необходимости назначения соответствующего лечения. Но если причиной болезни является не физиологическая составляющая, тогда что? Попробуем разобраться.
Развитие ребёнка: в детский сад идти рано
Одной из причин того, что ребёнок болеет в детском саду, может стать его слишком юный возраст. Возможно, физическое и психическое развитие ребёнка еще не достигли нужного уровня, а где-то через 3—4 месяца он пойдет в сад более охотно. В этом случае имеет смысл проанализировать ситуацию и посоветоваться с врачом. И, если есть такая возможность, отложить на некоторое время знакомство с детским учреждением.
Ребёнку плохо в саду
Ребёнок может плохо себя чувствовать в детском саду как физически, так и эмоционально. Может быть, его обижают другие дети, а родители не вмешиваются, придерживаясь мнения, что он должен учиться защищать себя самостоятельно. Или над ним в саду смеются, а педагог не торопится успокоить малыша, когда он плачет.
Вариантов может быть много, и неважно, что именно стало причиной появления психосоматических симптомов. Главное, что от стресса страдает как физическое, так и психическое развитие ребёнка. В этом случае стоит серьезно задуматься о том, чтобы перевести малыша в другую группу или другое дошкольное учреждение. Ведь для родителей нет ничего дороже нормального развития ребёнка, а также его физического и эмоционального благополучия, комфорта и безопасности.
Малышу не нравится воспитатель
Этот момент тоже не стоит сбрасывать со счетов. Вполне возможно, что родители выбрали самый лучший детский сад с их точки зрения, а малышу он по какой-то причине не нравится. А бывает и так, что родителям самим не очень нравится строгость воспитателя, но они успокаивают себя тем, что это полезно для ребёнка: «Приучит его к дисциплине и порядку». Но если взрослые сами не в восторге от педагога, почему малыш должен идти к нему с удовольствием?
Не стоит забывать о том, что дошкольное развитие ребёнка происходит все-таки не в армии, а в детском саду. И здесь важна не так дисциплина, как возможность комфортного пребывания в дошкольном учреждении, в котором этой дисциплине можно было бы научиться. И вообще, не стоит перекладывать на воспитателя психологическое развитие ребёнка, в частности формирование у него определенных черт характера. Да и педагога лучше найти такого, общение с которым вызывает позитивные эмоции.
Ребёнок боится детского сада
Некоторые родители в своем стремлении воспитать в ребёнке какие-то положительные черты характера пугают его: «С тобой никто в детском саду не будет дружить, потому что жадный», или «Как ты будешь в сад ходить, если кашу не ешь и игрушки за собой не убираешь»? Подобные угрозы формируют у ребёнка страх перед дошкольным учреждением. И как вы думаете, ему очень хочется туда идти?
Конечно, не стоит приукрашивать действительность, но и запугивать малыша тоже нельзя. Отношения с детьми в саду могут быть разными не только потому, что ребёнок не хочет делиться конфетами. А есть и убирать игрушки он должен самостоятельно потому, что так нужно делать, а не потому, что из-за этого может быть плохо.
Психосоматическая природа болезней как следствие угроз
Когда ребёнок несколько раз услышит, что мама не заберет его из сада, если он будет плохо себя вести, он в это поверит. Таким образом родители только усложняют процесс адаптации малыша к детскому саду. Ни один ребёнок не захочет идти туда, откуда его не собираются забирать. И стоит ли потом удивляться, что кашель у ребёнка и другие симптомы болезней могут иметь и психосоматическую природу, или что иммунитет у ребёнка страдает на фоне стресса? Поэтому следите за тем, чтобы ребёнок не чувствовал себя брошенным. Он должен знать, что мама или папа придут и заберут его, что бы ни случилось.
Неправильное прощание
Если, переступив порог детского сада, ребёнок перестает плакать, то это значит, что у него есть право на слезы в момент прощания с мамой. Скорее всего, потом малышу будет весело в компании ровесников, но сейчас ему очень грустно оттого, что он расстается с мамой. Поэтому вместо укоров лучше сказать: «Я понимаю, что тебе грустно со мной расставаться, но сейчас ты пойдешь играть с детьми, и тебе будет веселее».
Стоит пересмотреть и свои ритуалы прощания. Может быть, родители просто торопятся исчезнуть, пока ребёнок отвлекся или, еще хуже, пошел в туалет? Была ли у него возможность помахать маме из окошка, попрощаться и сказать, что он ее любит? Эти мелочи, кажущиеся на первый взгляд несущественными, в действительности очень помогают малышу быстрее адаптироваться в новых условиях и избежать проблем со здоровьем. Они помогают понять, что он не один в своих чувствах и переживаниях, и родители всегда готовы помочь ему с ними справиться. Если малыш не будет этого чувствовать, он будет избегать походов в сад, только чтобы оградить себя от болезненного расставания.
А может быть, родители сами так боятся детского сада, что ребёнок предпочитает в него не ходить из-за их страхов? Если эта тревога так велика, что даже по ночам не дает покоя, имеет смысл обратиться к психологу. Специалист поможет научиться справляться с волнением, не перегружая детскую психику.
Скачать приложение Грипп и вакцинация