Родители, начиная с рождения малыша, являются самыми главными людьми для него. Когда дети появляются на свет, им важно оказаться в безопасной среде. Ее создают взрослые люди, которые принимают непосредственное участие в жизни ребёнка — мать, отец, бабушки, дедушки, братья, сестры и другие родственники. Все вместе они стремятся заботиться о новом члене семьи, воспитывают его, обучают, проявляют любовь, поддержку и участие.
Воспитательный процесс — это целая система, состоящая из разных мер воздействия на детскую психику и поведение. Родители общаются с ребёнком, прививают ему правила приличия и морали, объясняют ему причины возникших сложностей и подсказывают, как лучше себя вести. Благодаря тому, что взрослые являются проводниками ребёнка в большой мир, его доверие к ним достаточно велико — чем он младше, тем больше внимает словам матери или отца, слушает их, старается следовать инструкциям.
В каждой семье однажды наступает момент, когда ребёнок не выполняет родительских требований, нарушает правила приличия, поведения или безопасности. Тогда родители применяют одну из мер воспитания — наказание. Они надеются, что после него ребёнок возьмет на себя ответственность за ошибку и не станет больше совершать нежелательных проступков. Однако так бывает не всегда — несмотря на наказание, дети все равно не слушаются, могут хитрить или обманывать. В чем заключается причина неэффективности наказания — в детском бунте или вполне действенных родительских методах? Разобраться в этом поможет данная статья.
Важность наказания в воспитании детей
Наказание является частью воспитательного процесса. Без него ребёнку трудно понимать и чувствовать границы дозволенного. Если наказания не будет, дети не смогут ориентироваться в правильности своих и чужих поступков. Не желая наказывать ребёнка, родители должны знать, что дети приходят в этот мир без осознания границ, ответственности и понимания хорошего и плохого. За формирование этих процессов отвечают взрослые в семье. Опыт является лучшим учителем для ребёнка, поэтому проживая лично последствия нежелательных действий, он быстрее начнет отличать хорошее от плохого и поймет, где находятся границы проявления его характера.
Почему взрослые наказывают неправильно
Говоря о неэффективности наказания, следует разобраться, почему это происходит. Воспитание детей — серьезный процесс, требующий опыта и знаний детской психологии и педагогики. Возможно, в силу их отсутствия некоторые родители совершают ошибки, когда наказывают ребёнка. Они руководствуются при этом не пониманием процессов детской психики, а своими собственными чувствами, которые, как правило, касаются желания видеть хороших и послушных детей. Тогда взрослые могут обесценивать личность, манипулировать желаниями, пугать, лишать поддержки, внимания и общения. Они делают это, надеясь, что такие меры заставят детей вести себя по-другому, игнорируя при этом причины нежелательных поступков ребёнка, понимание его потребностей и того, что он чувствует. Часто такая позиция родителей приводит к отрицанию других, альтернативных и эффективных методов наказания.
Некоторые взрослые используют те же методы, которые применялись к ним в детстве. Они не всегда могут дать желаемый результат, потому что к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход и то, что действует на одних детей, может не оказывать никакого влияния на других. Самые распространенные ошибки родителей во время наказания приведены далее.
Родители наказывают детей несправедливо
Так бывает, когда мать или отец, не разобравшись до конца в ситуации, стремятся применить наказание. Что движет ими в этот момент? Возможно, чувства раздражения или гнева, если они видят, что дети портят вещи, приходят домой испачканными или не реагируют на просьбы не шуметь слишком громко. Если взрослые, не проясняя причины случившегося, применяют наказание, то оно не возымеет должного эффекта.
Дети вовсе не хотят быть наказанными, поэтому они не пачкаются и не разбивают вещи назло взрослым. Если начать разбираться, в том, что произошло, то может стать ясным, что ребёнок хотел втайне раскрасить маме вазу на день рождения и случайно разбил ее или слишком долго сидел на одном месте, поэтому его потребность в движении была велика и он испачкал одежду, когда бегал и прыгал.
Прежде чем наказывать детей, нужно выяснить, что привело к нарушению установленных правил и границ.
Взрослые ругают не проступок, а личность
Не стоит смешивать личность с плохим поступком. Это происходит, когда взрослые говорят «ты плохой ребёнок» или «сколько тебе ни говори — ты ничего не понимаешь». Такие посылы не приучат вести себя правильно, а лишь дадут убедиться в собственной несостоятельности.
Ругать следует за поведение: «ты поступил плохо, когда…», «ты совершил некрасивый поступок». Это позволит задуматься над своими действиями, не вызывая у ребёнка ощущение, что он самый плохой.
Родители демонстрируют обиды
Иногда взрослые наказывают детей тем, что обижаются на них. Такое поведение часто свидетельствует о незрелости собственных внутренних процессов. Обидеться на ребёнка, когда он виноват — перестать общаться с ним, лишать улыбок и прикосновений — это значит дать ему понять, что он в ответе за чувства родителей. Следует отказаться от такого способа наказания, потому что эта ноша для детей слишком велика и каждый человек сам в ответе за то, что он чувствует.
Родители не мирятся с ребёнком
Наказание не должно быть бесконечным. Частая ошибка родителей — наказать ребёнка, отдалиться от него и не пытаться больше сблизиться. Такое поведение причиняет детям много боли, они могут чувствовать себя не только самыми плохими, но и не любимыми, ненужными, брошенными.
Детям нужно и важно брать ответственность, но после того, как ребёнок понесет наказание, с ним обязательно следует помириться. Так он поймет, что ошибаться может каждый, но каждый также имеет право быть прощенным и оставаться по-прежнему любимым и нужным.
Наказывают за нарушение правил, которые не соблюдают сами
Взрослые являются примером для младших. Поэтому частой их ошибкой в воспитании является привычка наказывать ребёнка за то, что они сами неоднократно повторяют. Родителям стоит помнить, что, чему бы они не учили детей, те все равно лучше запомнят и усвоят не то, что говорят старшие, а что они делают. Поэтому, прежде чем отучать их от вредных привычек поведения с помощью наказания, нужно посмотреть на себя со стороны и понять, в какой степени то, что запрещено делать ребёнку, относится также и к родителям.