Некоторые привычки поведения маленьких детей могут удивлять, расстраивать, а иногда и пугать их родителей. Что это за привычки и как с ними бороться, расскажем сегодня.
Странные привычки поведения: норма или признак болезни?
Первая улыбка, первый зуб, первое слово и первые шаги — все эти достижения малыша вызывают гордость у его родителей. Однако иногда радость омрачает удивление, а в некоторых случаях и шок от некоторых странных привычек поведения. Ну а как не испугаться, когда ребёнок ест песок на детской площадке или пробует еду из кошачьей миски. Либо еще хуже — бьется о стену головой или с удовольствием отрывает голову недавно купленному мишке? Что это — признаки болезни либо закономерные особенности взросления?
Ребёнок сосет пальцы и грызет ногти
Примерно до трехлетнего возраста такие привычки поведения родителей не очень беспокоят. Волноваться они начинают позже, ведь сила привычки сосать пальцы способна привести к формированию неправильного прикуса и отрицательно отразиться на здоровье десен.
С чем связано такое поведение ребёнка? Для него это своеобразный способ успокоения и избавления от стресса. Например, сосание пальцев помогает некоторым детям уснуть. Иногда подобное поведение становится реакцией на какое-то отдельное событие — первое посещение детского сада, развод родителей, появление в семье второго ребёнка.
Как помочь малышу избавиться от этой привычки? Для начала следует попробовать определить общую степень стресса, которому может быть подвержен ребёнок, и постараться его минимизировать. В некоторых случаях имеет смысл просто избавить малыша от ненужной активности, частого времяпрепровождения в громких компаниях, слишком насыщенного распорядка дня.
Нет смысла акцентировать внимание на самих действиях и прилагать все силы для их прекращения — срезать ногти под самый корень или, что еще хуже, мазать пальцы перцем либо горчицей. Только убрав беспокоящий фактор, можно отучить кроху от вредной привычки. В противном случае она просто трансформируется в другую. Более того, подобная привычка, однажды появившись, в отдельных случаях не исчезает навсегда, и может вновь дать о себе знать как ответная реакция на очередной стресс в будущей жизни.
Малыш все «пробует на зуб»
Примерно от года до двух у малышей появляется привычка «пробовать на вкус» практически все, к чему они прикасаются. Это нормально, просто ребёнок пытается использовать свой рот в качестве одного из инструментов для изучения окружающего мира — самого удобного, а также доступного ему с первых дней жизни. Через некоторое время, по мере развития мелкой моторики, а также координации движений, рот малыша перестанет быть главным в его активной исследовательской деятельности.
Чтобы такие привычки поведения не привели к неприятным последствиям, нужно по максимуму очистить поле деятельности ребёнка от потенциально опасных предметов. В первую очередь необходимо убрать подальше лекарства, потому как одна маленькая таблетка, попавшая в рот крохи, может стать для него очень опасной. Кроме того, нужно следить за тем, чтобы в пределах доступности не появлялись колюще-режущие и мелкие предметы, ядовитые и лекарственные травы, моющие и чистящие средства.
Однако не стоит переусердствовать и делать комнаты почти пустыми. Ребёнок в это время активно познает окружающую его реальность. И если он не будет иметь возможности удовлетворить свое любопытство, пробуя ее на вкус, он найдет иной (иногда более опасный) способ для знакомства с действительностью.
Кстати, если малыш регулярно ест мел, песок, землю или другие несъедобные вещи, необходимо показать его специалисту. Возможно, это признак нехватки определенных витаминов, а также микроэлементов.
Ребёнок раскачивается из стороны в сторону и бьется о стену: опасные привычки?
Ребёнок двух-трех лет иногда так делает, когда слушает музыку или начинает дремать. Такие привычки поведения способствуют самоуспокоению и релаксации, какими бы странными, а иногда и опасными они не казались родителям. Ритмично покачиваясь, ребёнок расходует остатки энергии и погружается в состояние, похожее на транс. Такие движения помогают ему успокоиться, отдохнуть после переутомления либо просто развлечь себя, если скучно.
В этом случае родителям рекомендуется пересмотреть распорядок дня крохи — не слишком ли он переутомляется? Может быть, малыш перегружен в пределах программы развития ребёнка? Тогда имеет смысл переосмыслить некоторые моменты и попытаться обеспечить более приемлемый график.
Такие привычки иногда становятся следствием и такой ситуации, когда малышу уделяется мало внимания, и он бывает ограничен в передвижении. Допустим, слишком много времени играет в кроватке или манеже. Ситуацию необходимо изменить — разнообразить его мир, наполнив его возможностями для активной деятельности и исследований.
Кроме того, до исчезновения привычки следует по максимуму обезопасить малыша — оборудовать детскую кроватку мягкими бортиками, закрыть толстым ковром стену, о которую ему нравится биться головой.
У небольшого процента здоровых детей такие привычки могут сохраняться и после трех лет. Однако если малыш раскачивается и бьется головой целый день либо делает еще какие-то повторяющиеся движения, нужно показать его педиатру или неврологу, чтобы исключить или своевременно диагностировать признаки некоторых психических заболеваний.
Малыш ломает игрушки
Некоторые дети после полутора лет не лишь разбирают по деталям свои игрушки, а и крушат практически все, что берут в руки. Им интересно, как все устроено. Таким образом ребёнок разбирается в причинно-следственных связях, а также старается выяснить, как работает тот или иной механизм?
Что делать? Ничего особенного. Просто на некоторое время желательно отказаться от приобретения дорогих игрушек, с которыми будет жалко расставаться. Убрать по возможности дальше от малыша ценные вещи и не оставлять в пределах доступности документы.
Старайтесь покупать игрушки, которые можно много раз разбирать и собирать, рассказывайте, каким образом устроены определенные механизмы, как запускаются разные процессы. Можно позволять малышу (разумеется, под присмотром взрослых) нажимать на кнопку лифта, открывать кран в ванной, прикладывать ключ домофона. В общем, делать познавательный процесс управляемым.