Войти
Через социальные сети:
  1. Главная
  2. Здоровье
  3. Справочники
  4. Болезни
Словарь медицинских терминов

Болезни

П
Развернуть полный список 61
Вопросы врачу
Задать вопрос врачу

Болезни

Болезни сопровождают человека на протяжении тысячелетий. Так, многочисленные упоминания о различных эпидемиях, которые унесли огромное количество людских жизней, сохранились в письменных источниках до наших дней. Однако, даже несмотря на то, что современный уровень развития медицины, а также техническая оснащенность лечебных учреждений сильно отличаются от того, чем пользовались врачи несколько веков назад, многие заболевания до сих пор являются серьезной проблемой человечества. Как правило, именно эти патологические состояния, протекающие в острой или хронической формах, являются основной причиной смерти людей даже сегодня. Также следует учитывать социальное значение болезней, что обусловлено невозможностью трудоспособного населения работать во время болезни, а также риском инвалидизации при некоторых заболеваниях.

История изучения болезней и отношение человека к ним

История изучения болезней и отношение человека к ним

Под болезнью понимают патологическое состояние организма, в основе которого лежит нарушение его нормальной структуры или функционирования. Как правило, болезни сопровождаются определенными симптомами.

История изучения болезней человеком началась еще в доисторическом периоде, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. На сегодняшний день основным источником сведений о болезнях того времени являются останки людей, на которых можно проследить как результаты различных травм, так и тяжелых, хронических заболеваний. При этом первые находки, по которым можно судить о заболеваниях, которыми страдал человек, а также уровне развития медицины, датируются 35 тысячелетием до нашей эры и принадлежат неандертальцам.

Однако, наибольшее развитие медицины произошло в Древнем мире. Как правило, с этого периода болезни людей в историю вошли как эпидемии, уносящие миллионы жизней. Это, в свою очередь, послужило одним из стимулов развития врачебного искусства. Считается, что первым врачом, имя которого сохранилось до сих пор, является Имхотеп. Этот египтянин, живший ориентировочно в 2650 году до нашей эры, был советником одного из фараонов. Кроме того, благодаря Имхотепу был создан учебник, в который вошли рекомендации по обработке ран, переломов костей и, даже, опухолей.

Примером влияния эпидемий на жизнь людей того периода может служить случай, произошедший во время Пелопоннесской войны и описанный одним из выживших людей– историком Фукидидом. Так, во время осады Афин скопление людей, нехватка продовольствия и плохое качество оказания медицинской помощи стали главными причинами распространения инфекционных заболеваний, которые привели к ¼ всех летальных исходов того периода. Уже тогда Фукидид заметил, что от болезней страдают люди разных возрастов, полов и национальностей.

Следует отметить, что именно в Древнем мире была подчеркнута важность снижения заболеваемости путем осуществления профилактики болезней. Это осуществлялось как через популяризацию правил гигиены, так и с помощью определенных правил питания.

Также большое внимание уделялось душевному состоянию человека, что обосновывалось тесной связью физической и духовной составляющих индивида. Так, во время династии Чжоу в Древнем Китае врачи для укрепления здоровья пропагандировали медитацию и соблюдение умеренности во время своей деятельности, в то время как в Древней Индии большое внимание уделяли гигиене полости рта. Примером популяризации гигиены как средства профилактики болезней также являются римские бани и акведуки.

Изначально в Древнем Риме правилам гигиены уделяла внимание лишь элита, так как ввиду своего влияния имела доступ к благам цивилизации. При этом считалось, что хорошее здоровье увеличивает духовную чистоту. Однако, ближе к концу римского периода, правящая элита была заинтересована в улучшении санитарных условий для низших классов с целью снижения распространенности болезней. Но после падения Римской империи озабоченность общественным здоровьем осталась лишь в крупных городах.

В Средние века болезни оказывали значительное влияние на жизнь людей, когда эпидемии чумы, холеры, натуральной оспы в крупных поселениях приводили к значительным потерям среди населения даже в мирное время. Однако, успехов в борьбе с этими инфекционными заболеваниями добиться не удалось.

Переломный момент в понимании течения заболеваний наступил после открытия существования микробов (Антони Ван Левенгуком в XVII веке) и их болезнетворных свойств (работы Луи Пастера в середине XIX века). Параллельное развитие эпидемиологии, а также широкое развитие вакцинирования позволили существенно снизить заболеваемость и увеличить число положительных исходов.

В современном мире поддержание здоровья населения на высоком уровне является одной из важнейших задач, реализация которой возложена как на государственные организации, так и на частные компании. Так, регулярно проводятся мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, поддержание городов в чистоте, проведение вакцинации в соответствии со специально разработанным календарем, организация карантинов во время эпидемий и контроль канализационных систем. Как правило, государство заинтересовано в снижении числа болезней не только потому, что приходится тратить средства из бюджета на лечение пациентов, но и потому, что болеющие граждане не способны выполнять возложенные на них обязанности. А существующий риск инвалидизации трудоспособного населения еще сильнее влияет на состояние государственного бюджета.

В связи с этим сегодня в приоритете стоит не только разработка новых методов лечения самых различных болезней, но и их своевременное предотвращение.

Роль частных компаний в борьбе человека с заболеваниями обусловлена созданием различных средств, помогающих лечить болезни. Так, частные организации создают новейшее оборудование, протезы, фармакологические препараты.

Болезни детей

Болезни детей

Болезни детей– это серьезная проблема, что связано с наличием влияния на формирование личности и сознания ребенка. Это связано с тем, что именно в период с рождения до полового созревания дети проходят основные этапы процесса социализации, которые могут затрудняться из-за имеющегося недуга.

Также большой проблемой являются наследственные и генетические заболевания, большинство из которых проявляются в возрасте до 5 лет и связаны с аномалиями обмена веществ или опорно-двигательного аппарата. Как правило, мероприятия, направленные на их выявление, проводятся во время беременности в обязательном порядка как с помощью инвазивных, а так неинвазивных методов.

После того, как ребенок выписывается из роддома, появление болезни у детей отслеживается на периодических осмотрах в соответствии с установленным графиком. Проводить обследование должен участковый педиатр, что позволяет выявить гидроцефалию, дисплазию тазобедренных суставов и другие патологии, требующие как можно более раннего вмешательства врача.

Для ребенка характерна повышенная двигательная активность, связанная, как правило, с детскими играми. Это достаточно часто сопровождается различными травмами, вплоть до переломов конечностей. При этом переломы у детей имеют ряд особенностей, которые обусловлены анатомо-физиологическими особенностями опорно-двигательного аппарата. Так, для детей характерно развитие переломов по типу «зеленой веточки», что обусловлено хорошо развитой надкостницей и низкой степенью минерализации костной ткани. Однако, также велика вероятность развития эпифизеолиза– повреждения ростковой зоны кости. А это, в свою очередь, чревато нарушением роста кости в длину и искривлением её оси.

Инфекционные болезни у детей

Следует отметить инфекционные болезни детей, которые занимают лидирующие позиции в структуре заболеваемости в этой возрастной группе. Достаточно часто инфекционная патология протекает в стертой форме и не имеет яркой симптоматики. Существует ряд факторов, располагающих к распространению инфекционных заболеваний в детских группах:

  • уровень иммунной защиты несколько ниже, чем у взрослых, что обусловлено не законченным созреванием лимфоидных органов;
  • поведенческие особенности;
  • частое пребывание в скученных коллективах.

Развитие инфекционных болезней у детей наиболее часто происходит в определенные критические периоды. В эти временные промежутки отмечается снижение уровня иммунной защиты, что делает организм более восприимчивым к воздействию чужеродных агентов.

Первый критический период продолжается в течение месяца после рождения малыша. Выделение этого периода обусловлено отсутствием у организма ребенка способности к самостоятельному производству собственных антител, в связи с чем иммунная защита представлена преимущественно иммуноглобулинами класса G, полученными от материнского организма еще во время внутриутробного периода через плаценту. После родов малыш также получает от матери с грудным молоком антитела, представленные иммуноглобулинами класса А. Этот класс антител обеспечивает местную защиту только слизистых, так как они не попадают в кровеносное русло. Поэтому, в связи с практически полным отсутствием самостоятельной иммунной защиты, инфекционные болезни у детей встречаются достаточно часто. Особенно тяжело этот период протекает у недоношенных.

Второй критический период наблюдается на 4-м месяце после рождения ребенка и обусловлен истощением пула иммуноглобулинов класса G на фоне недостаточного синтеза собственных антител класса М. Наибольшая восприимчивость в этом периоде наблюдается к инфекционным болезням, возбудители которых передаются воздушно-капельным и кишечным путями.

Именно во втором критическом периоде начинают проявляться наследственно-обусловленные патологии гуморального или клеточного компонентов иммунитета. Это обусловлено, в первую очередь, началом преобладания в структуре иммунитета собственных иммунных сил малыша над остаточным эффектом защитных сил материнского организма.

На формирование третьего критического периода оказывают влияние как повышенная познавательная активность ребенка (все, что попадает в руки, непременно оказывается во рту), так и прекращение питания грудным молоком. Как правило, этот период характерен для возраста 2-2,5 лет. В этом периоде дети расположены к болезням, передающимся контактно-бытовым путем.

Четвертый критический период формируется в период с 5 до 7 лет. В его основе лежит перестройка иммунитета ребенка, что проявляется снижением абсолютного количества лимфоцитов, что при низком уровне иммуноглобулинов А приводит к повышению восприимчивости к болезням, передаваемым воздушно-капельным и кишечным путями. Следует отметить, что достаточно часто в этом возрасте также отмечается увеличение иммуноглобулинов класса Е, что говорит об аллергических реакциях.

Пятый критический период развивается в подростковом возрасте и связан с несоответствием размеров лимфоидных органов, которые играют важное значение в работе иммунной системы, фактическим размерам организма. Также на состоянии иммунной защиты сказывается функционирование репродуктивной системы, которая посредством гуморальных влияний снижает эффективность деятельности некоторых иммунокомпетентных клеток.

Достаточно часто инфекционные болезни носят характер эпидемических вспышек. В связи с этим большое значение имеет проведение карантинов и вакцинации, которая проводится для формирования искусственной защиты от инфекций.

Болезни взрослого человека

Болезни взрослого человека

Болезни взрослого человека носят самый разнообразный характер и широко варьируются в зависимости от условий жизнедеятельности. Как правило, значительное влияние на здоровье взрослого человека и развитие патологических состояний оказывают такие факторы, как условия труда и отдыха, наличие вредных привычек и наследственных заболеваний.

Достаточно часто болезни человека носят длительный характер и не мешают человеку в обычной жизни, так как не имеют ярко выраженных симптомов на протяжении определенного промежутка времени. В таких ситуациях опасность заключается в том, что в основе п