Девиантное поведение можно определить как несоблюдение норм и правил общества, культуры, организации, института и законодательства. Конкретные проявления проблемного поведения подростков включают неадекватное отношение к учёбе, сложные межличностные отношения и вредные жизненные привычки. Профилактика девиантного поведения подростков остается актуальной задачей для родителей, педагогов и социальных служб.
Факторы девиантного поведения
Отклонение в поведении — психосоциальная проблема, которая вызывает большой интерес как со стороны научного сообщества, так и социума в целом в связи с её распространенностью и негативными последствиями. Девиантное поведение не только влияет на физическое и психическое здоровье и развитие социальных функций подростков, но и не способствует социальной гармонии и стабильности.
В формировании девиантного поведения участвуют многие факторы, и в первую очередь — семья, школа и сверстники.
- Семейное окружение играет важную роль в жизни и личностном развитии подростков. Неудача родителей в воспитании детей является одной из причин девиантного поведения.
- Школьная среда и образовательная система оказывают немалое влияние. Если в коллективе не складываются взаимоотношения, а учебный процесс с его нагрузкой несоразмерно давит на ребёнка, то все это может вылиться в негативный сценарий поведения. Ученые из Сямэньского университета отметили, что когда успеваемость не соответствует ожиданиям, это может вызвать у подростка негативные эмоции, которые приведут к девиантному поведению.
- На большинство подростков влияет отношение и поведение сверстников. Дети быстро усваивают поведение своих друзей независимо от того, является ли оно положительным или отрицательным. Подростки, чтобы быть принятыми в компанию, приспосабливается к любому формату группы, и оттого могут стать опасными для себя или окружающих.
Для того, чтобы предупредить возможные девиации в поведении подростков, разрабатываются и внедряются профилактические меры со стороны школы и родителей.
Профилактика девиантного поведения подростков
Традиционная модель профилактики девиантного поведения подростков включает организацию досуга, контроль за успеваемостью, социально-педагогические мероприятия.
Выделяют следующие формы профилактики:
- создание социокультурной среды;
- беседы, информирование;
- вовлечение в деятельность, альтернативную девиантному поведению;
- организация здорового образа жизни;
- активизация личностных ресурсов.
Требуется поощрять или развивать сильные стороны характера подростков, создавать гармоничную семейную атмосферу, снижать вероятность детско-родительских конфликтов, и повышать субъективное благополучие подростков. Исследование зарубежных ученых С. Снайдер и Д. Юн показало, что жестокое и пренебрежительное обращение с подростком во многих случаях становится триггером его девиантного поведения.
Трудные подростки требуют особого внимания со стороны семьи и школы, поэтому необходима комплексная работа по профилактике отклоняющегося поведения.
Использованы фотоматериалы Shutterstock