Укрепление психического здоровья и обеспечение полноценного развития ребёнка — важнейшая задача, которая стоит перед обществом. Зачастую родители делают больший упор на 1-2 областях. Например, развивают интеллектуальную и физическую сферы, забывая об эмоциональной. Поэтому программы психологического развития детей направлены на гармонизацию всех областей развития (эмоциональной, психической, физической, интеллектуальной).
Цели и задачи
Конечно, главная цель заключается в том, чтобы ребёнок развивался правильно. Но, кроме этого, существует ещё ряд сопутствующих целей:
- Улучшение коммуникативных возможностей.
- Формирование у детей системы внутренних ценностей и установок.
- Развитие способности активно взаимодействовать с окружающими.
- Совершенствовать способность контролировать себя.
Основные задачи — снятие барьеров, которые мешают общению, формирование уверенной в себе личности, коррекция личностных качеств, преодоление стрессовых состояний, развитие эмоциональной и волевой сферы, формирование позитивной мотивации к обучению, развитие моторики и познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия).
Принципы проведения и структура занятий
Существует много различных программ, разработанных специалистами. Но принципы проведения занятия схожи.
Вот основные принципы:
- Наглядность обучения.
- Системность подачи нового материала.
- Цикличность построения занятий.
- Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
- Принцип симпатии и участия.
- Принцип ведущей деятельности (игра).
- Доступность.
- Развивающий и воспитательный характер материала.
Обычно занятия включают в себя такие этапы:
- Организационный — создание позитивного настроя, игры с целью привлечения внимания ребёнка.
- Мотивационный — объяснение темы занятия и новых понятий, выяснение уровня знаний у ребёнка по конкретной теме.
- Практический — подача новой информации, задания и игры, отработка навыков, которые приобрёл ребёнок, на практике.
- Рефлексивный — обобщение знаний, подведение итогов и индивидуальная работа.
Во время занятий и игр ребёнку должно быть интересно и весело. Он должен чувствовать себя комфортно. От этого зависит результат.
Варианты занятий
Вот несколько упражнений для развития эмоциональной сферы.
Ласковые имена
Ребёнку предлагают придумать ласковые имена друзьям.
Добрые дела
Пусть ребёнок расскажет, какие добрые дела вчера он совершил, кому помог.
Игры для развития воображения.
Несуществующее животное
Предложить ребёнку нарисовать животное, которого не существует, раскрасить его, придумать ему имя.
Дорисовать рисунок
Даны картинки, где изображён круг, квадрат, зигзаг. Пусть ребёнок дорисует, чтобы получился настоящий рисунок.
Занятия для развития коммуникативных навыков.
Интервью
Играть лучше с группой детей. Необходимо выбрать ведущего. Он задаёт вопросу каждому ребёноку по очереди (проводит интервью). Если ведущий не может сразу придумать вопросы, взрослым стоит помочь ребёнку.
Улыбка
Ребята садятся в круг и берутся за руки, смотрят в глаза соседу и улыбаются ему.
Каждый специалист выбирает занятия индивидуально.
Использованы фотоматериалы Unsplash