Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте подчиняется определенным закономерностям, знание которых поможет родителям успешно преодолеть возрастные кризисы ребёнка, а также обеспечить лучшие условия для его развития.
Особенности дошкольного возраста
Психическое развитие детей дошкольников рассматривается как период от 3 до 7 лет, протекающий непосредственно после кризиса 3 лет. В три года ребёнок уже достаточно самостоятелен, и ему хочется пользоваться этой самостоятельностью – отсюда появляется фраза «Я сам!», которую он так часто начинает повторять. Ограничения, запреты взрослых в это время воспринимаются негативно, но в то же самое время малыш продолжает нуждаться во внимании и одобрении родителей. Таким образом, ребёнок осознает, что он является отдельной личностью, и взрослым важно дать ребёнку определенную свободу действий, понять, что их ребёнок растет и нуждается в качественно новом общении.
В возрасте от 3 до 7 лет выделяет два отдельных этапа:
Младший школьный возраст (3-5 лет)
Основной вид деятельности в этом возрасте – это сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок моделирует различные ситуации, увиденные им во взаимодействии взрослых. Развитие сюжетно-ролевой игры свидетельствует о появлении и развитии абстрактного мышления. В этом возрасте также появляется произвольность действий: ребёнок уже может не отвлекаться на сторонние факторы во время выполнения определенного действия. Например, если дошкольник помогает маме готовить печенья, он не будет бросать свое занятие, чтобы поиграть с пришедшей на кухню кошкой. Существенные изменения происходят и в речи, в которой появляется большое количество сложных предложений.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Ребёнок учится ответственности, самостоятельности и независимости от взрослого, что в конечном итоге и формирует его готовность к школьному обучению. Задача взрослого на этом этапе – осуществлять всестороннее развитие ребёнка, давая ему не только базовые знания в различных областях, но и обучая его коммуникативным навыкам.
Кризис 7 лет
Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте проходит несколько кризисных периодов, и завершающим этапом дошкольного периода становится кризис 7 лет. Ребёнок, который до этого был послушным, вдруг начинает вести себя наперекор родителям, упрямствовать в элементарных вещах. Появляется страх выглядеть «маленьким», из-за чего ребёнок демонстративно отказывается от детских привычек и вещей.
Нередко родители ошибочно связывают появление сложностей в характере ребёнка с его поступлением в школу, однако это – только лишь один из факторов, влияющих на его психологическое состояние. Дошкольное развитие ребёнка на этом этапе отличается тем, что он осознает свои чувства (может выразить свое состояние словами «Я грустный», «Я доволен»), однако ему пока что только предстоит научиться управлять этими чувствами. Роль родителей в этот период должна заключаться в том, чтобы оказывать положительное влияние на самооценку ребёнка, так как кризис 7 лет – это стремление к похвале со стороны значимых взрослых и одновременно неприятие критики.