Психологическое развитие ребёнка в начальной школе имеет ряд особенностей. Что нужно знать родителям и педагогам, чтобы не допустить возникновения психологических травм и комплексов у детей?
Как формируются психотравмы?
Дети обладают гибкой психикой и легко меняются под влиянием среды. Эти изменения могут быть как положительного, так и отрицательного характера. Так, например, если ребёнка поддерживать и вселять уверенность в себе, то он, скорее всего, станет тянуться к лидерским качествам. И наоборот, когда дети подвергаются критике и осуждению, насмешкам и непринятию, они замыкаются в себе, начинают думать о своей личности плохо.
Так формируется низкая самооценка и развиваются психологические травмы и комплексы. Рассмотрим основные рекомендации родителям и педагогам с целью не допустить формирование негативного отношения к себе у ребёнка младшего школьного возраста.
Стрессы и кризисы начальной школы
Начало обучения ребёнка в школе считается непростым и кризисным периодом. Это связано с резкой сменой деятельности. Пока ребёнок был дошкольником, его основной деятельностью была игра, а самыми близкими людьми — мама, папа и другие родственники.
С началом школьного обучения эти сферы значительно расширяются. Кроме того, дети знакомятся с новыми обязательствами, такими, как режим дня, выполнение домашних заданий и соблюдение школьных правил. Все это становится большой нагрузкой для ребёнка.
Часто дети, сопротивляясь таким переменам, отказываются соблюдать новые требования и выполнять правила. Это говорит о том, что школьник не успел адаптироваться к изменившимся условиям и это нормально, ведь, чтобы привыкнуть к чему-то новому, нужно время.
Родители должны поддержать ребёнка на данном возрастном этапе — не давить и не проявлять излишнюю строгость, не критиковать и не высмеивать. Стоит также избегать манипуляций и запугиваний. Ни в коем случае не давать понять школьнику, что от него откажутся самые близкие люди или друзья, если он не будет делать уроки и соблюдать правила.
Если пренебрегать данными рекомендациями, возникает большой риск снижения детской самооценки и все, что успешно формировалась в период дошкольного детства, окажется разрушенным — позитивное настроение, жизнелюбие, любопытство, интерес, коммуникабельность и спонтанность, лидерские задатки, активность и смелость.
Как поддерживать ребёнка?
Камень преткновения между школьниками и родителями — это хорошие оценки в школе. Главный двигатель успешной учёбы — это интерес и мотивация. Именно эти два процесса следует поддерживать и развивать на протяжении учебной жизни.
Учёные Южно-Уральского педагогического университета говорят об учебной деятельности как о специфическом виде, успех которого напрямую влияет на формирование положительных личностных структур в контексте отношения ребёнка к самому себе.
Пора начальной школы — тот самый период, где родители могут заложить фундамент позитивного отношения к учёбе, веры ученика в самого себя и свои силы. Таким образом, психологическое развитие ребёнка в школе — это комплексное отношение к нему со стороны родителей, педагогов и сверстников, поддерживающее ситуацию успеха, лидерства, безусловного принятия, одобрения и мотивации.
Если придерживаться этих рекомендаций, дети успешней справляются со школьным стрессом и сохраняют уверенность в себе.
Использованы фотоматериалы Unsplash