Развитие памяти у детей дошкольного возраста осуществляется на базе механических процессов. Это значит, что во время освоения информации ребёнок не использует логического осмысления и волевых приемов запоминания. Возрастные особенности развития детской памяти обязательно необходимо учитывать в процессе обучения малыша.
Как развивается память у детей дошкольного возраста
1. От рождения до года.
Память является нашим врожденным психическим процессом. Уже в первый месяц жизни на базе безусловных рефлексов у ребёнка формируется моторная память, которая впоследствии трансформируется в память двигательную. Это значит, что ребёнок уже способен запоминать выполняемые движения, особенно, если они сопровождаются эмоциональным всплеском — одобрением родителей, смехом взрослых и т.д.
2. От года до двух лет.
Особенности развития памяти у детей в возрасте от года до двух лет проявляются в том, что сейчас ребёнок уже владеет как кратковременной, так и долговременной памятью. Однако долговременная память еще развита недостаточно сильно, поэтому освоенный навык нужно регулярно повторять. Во второй год жизни ребёнок стремительно овладевает двумя самыми главными умениями — ходьбой и речью, благодаря чему его двигательная и образная память становятся совершеннее. В этом возрасте ребёнок уже способен повторить за взрослым несложные движения и воспроизводить только что услышанные слова.
3. От 2 до 4 лет.
Данный возрастной период характеризуется тем, что память ребёнка приобретает основы логики и базу, созданную из пережитого опыта. У ребёнка уже есть воспоминания, связанные с ранним детством, а это значит, что его долговременная память практически сформирована. Многие психологи и педагоги считают, что с 2 лет малыша уже можно учить иностранным языкам, т.к. механически усвоенная информация поможет ему в дальнейшем обучении.
4. От 4 до 6 лет.
В 4 года память ребёнка отличается непроизвольным характером запоминания. У малыша уже развита зрительная, двигательная и слуховая память, однако он все еще не прикладывает волевых усилий, чтобы запомнить нужную информацию. Лучше всего ребёнок запоминает то, что вызвало у него эмоциональный всплеск — удивило, обрадовало, испугало и т.д. Именно поэтому обучение дошкольника окажется более эффективным, если оно будет проходить в виде легкой, но увлекательной игры.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста приобретает осознанность примерно к 6 годам жизни. Старший дошкольник уже способен целенаправленно запоминать то, что пригодится ему в дальнейшем. Но, как и прежде, процесс запоминания малыша все еще связан с эмоциями. Скучную «сухую» информацию ребёнок запомнит хуже, чем информацию, поданную в процессе игры.