Память

Ежедневно каждый человек в мире осуществляет привычные действия – употребляет пищу, идет на работу, общается с друзьями и знакомыми, однако никто не задумывается, что всё это возможно благодаря способности человеческого мозга хранить в памяти огромное количество данных не только об окружающем мире, но и о каких-то индивидуальных, личностных чертах. Как ни парадоксально, но до сих пор, при обилии знаний об анатомических особенностях строения головного мозга, мы не можем с уверенностью говорить о том, как он работает, выдвигая многочисленные теории и описывая различные явления. То же можно сказать и про память – один из важнейших процессов, тесно сопряженных с сознательной деятельностью человека. Учеными изучены зоны, отвечающие за то или иное свойство памяти, а также имеются предположения о механизме ее функционирования, однако до сих пор еще многое не изучено. Проблемы с памятью вызывают у любого человека тяжелую дезадаптацию, что обусловлено тесной связью существования человека с воспоминаниями и жизненным опытом.

Память

Под памятью понимают сложный процесс, протекающий в головном мозге человека, при котором осуществляется накопление, хранение данных и их воссоздание. Благодаря этому важнейшему механизму адаптации люди способны хранить данные об ощущениях, умозаключениях, событиях и двигательных навыках. На основании хранящейся информации осуществляются процессы, связанные с восприятием и мышлением, лежащими в основе сознательной деятельности индивида.

Функционирование памяти включает три основных компонента:

  • фиксации полученных данных (регистрация);
  • хранения информации (ретенция);
  • воссоздания (репродукция).

Как правило, эти компоненты тесно связаны между собой, в связи с чем даже незначительные отклонения в работе одного приводят, как правило, к снижению эффективности всего процесса.

В зависимости от продолжительности хранения данных, существует кратковременная и долговременная память. Принято считать, что в основе кратковременной памяти лежит непродолжительная, временная фиксация определенного состояния нейронов головного мозга, в то время долговременная память основана на активации биохимических процессов.

Как правило, как и с большинством ментальных способностей, с памятью происходят динамические изменения как по мере взросления организма, так и по мере старения.

Память у детей

Память у детей

Так как функционирование мозга может осуществляться на различных уровнях сложности, то можно сказать, что начало развития памяти у детей сопряжено с первыми условными рефлексами. Их возникновение тесно связано с хоть и примитивной, но памятью – так, в ответ на определенный раздражитель развивается ответная реакция по определенному алгоритму. В зависимости от способа развития, принято выделять рефлексы:

  • безусловные (унаследованные от предков и являющиеся генетически закрепленными);
  • условные (развиваются преимущественно на базе безусловных в результате модификации последних под воздействием внешних факторов окружающей среды).

Согласно многочисленным наблюдениям, первые условные реакции развиваются в первые две недели и связаны с употреблением пищи. Как правило, эти условные рефлексы представлены искательными движениями головы, открыванием рта, сосательными движениями при взятии ребенка на руки в привычное для кормления положение.

Однако, на этом развитие памяти ребенка не прекращается, и уже через 4-5 месяцев жизни условные рефлексы развиваются в ответ на визуальные (при виде мамы) и звуковые (голос) раздражители.

После 5 месяца жизни условно-рефлекторные связи начинают интенсивно образовываться и с другими анализаторами, что проявляется узнаванием предметов окружающей обстановки и ответной реакцией на них (смех или плач).

О продолжительности срока хранения информации в мозге можно косвенно судить по периоду узнавания – временному промежутку между двумя восприятиями, при которых в первый раз человек впервые видит предмет, а при втором узнает его.

Его продолжительность у:

  • новорожденных составляет несколько дней;
  • в 2 года – несколько недель;
  • в 3 года – более месяца;
  • в 4 года – равняется году;
  • в 7 лет – практически три года.

Через некоторое время также появляется возможность к воспоминаниям – воспроизведению фиксированных в памяти лиц и предметов. Как правило, их можно определить уже к концу первого года жизни, когда при напоминании о знакомом предмете ребенок начинает искать его. По мере развития речевой функции (как правило, после 2 лет жизни) воспоминания становятся более емкими и структурированными.

Считается, что долговременная память основана на прочном взаимодействии нейронов, в основе которого лежит синтез определенных соединений. У детей, в связи с продолжением созревания нервной системы после рождения, прочных связей между нейронами не так много, что объясняет низкий уровень развития долговременной памяти (проявляется смутностью воспоминаний о детстве).

В большинстве случаев у людей самые ранние отдельные отрывки воспоминаний о событиях детства датируются 4-х летним возрастом. Хотя, также возможно воспроизведение и более ранних событий, связанных с сильными эмоциональными переживаниями.

Структурированная, последовательная память о событиях начинается с возраста 6 лет, хотя иногда этот срок может быть отсрочен на более поздний период.

У детей дошкольного и более раннего возрастов запоминание в большинстве случаев осуществляется непроизвольно, так как нет целенаправленного стремления к точному воспроизведению запомненного в будущем. Так, ребенок в возрасте 3 лет помнит преимущественно те вещи, с которыми он регулярно связан в процессе жизнедеятельности, либо которые вызывают у него сильные эмоции.

По мере развития ребенка начинают наблюдаться попытки целенаправленного запоминания информации, которые обычно возникают во время выполнения детьми интересных им действий, преимущественно в процессе игры. Также существенное влияние оказывают сильные эмоции, повышающие эффективность преднамеренного запоминания информации. Многие проведенные исследования показали, что процессы запоминания протекают гораздо эффективнее, если подача информации производилась в рамках игры, а не в рамках эксперимента, когда ребенку это не было интересно.

Также следует выделить такую черту памяти ребенка, как наглядно-образный характер, то есть из визуальной информации лучше запоминаются картинки и предметы, в то время как из звуковой – имеющие эмоциональную окраску образы или описания. В то же время практически не поддается запоминанию информация, имеющая отвлеченный характер или логическую основу. Это связано с тем, что в процессе развития детей, мышление опирается на наглядные образы, которые копируются в их сознании, в то время как отвлеченное мышление развито недостаточно.

Рядом зарубежных ученых было высказано мнение, что до пубертата у детей преобладает механическая память, то есть в процессе запоминания преобладает не логика, а зазубривание. Однако это может быть оспорено в связи с тем, что логическая память формируется и совершенствуется одновременно с развитием речи и жизненным опытом. Таким образом, механическая память преобладает в ситуациях, когда ребенок не может или затрудняется осмыслить информацию. Как правило, эффективность воспроизведения материала после такого механизма запоминания значительно ниже. Исключением из этого правила является заучивание стихов, песен, считалок, обладающих рифмой, в связи с чем легкость произнесения материала повышает эффективность его запоминания.

В остальных ситуациях механическое заучивание бессмысленного материала происходит у детей хуже, чем у взрослых. Так, дети от 6 до 14 лет зазубривают материал практически в 2 раза менее эффективно, чем взрослые, что можно объяснить наличием у последних большего числа ассоциаций, позволяющих связать бессмысленный материал с осмысленной информацией.

Дальнейшее развитие памяти у детей происходит в школьном возрасте и обусловлено, как правило, систематическим воспитанием и обучением в школе. Как правило, наблюдается значительное улучшение свойств памяти.

Также на процессы памяти влияет более совершенная вторая сигнальная система, неразрывно связанная с отвлеченным мышлением. В связи с этим повышается роль преднамеренного запоминания и отвлеченной памяти, что требуется для выполнения школьных заданий, в мышлении ребенка.

Поэтому, если сравнить учеников младших и старших классов, то можно явно заметить, что первые при запоминании преимущественно внимание уделяют наглядным связям и отношениям интересующих объектов, в то время как вторые гораздо больше внимания уделяют абстрактным размышлениям. В связи с этим у подростков преобладает логическая память. Это подтверждается многочисленными как зарубежными, так и отечественными исследованиями.

Было также замечено, что дети в школе начинают использовать различные “опоры”, которые принимают участие в процессах, связанных с памятью. Как правило, смысл использования “опор” состоит в том, что они представляют из себя последовательность слов или картинку с определенным смыслом. Таким образом, после их запоминания, при встрече новых слов или картинок, имеющих схожий смысл, они связываются с “опорами”. Таким образом, ранее непосредственный (конкретный) характер мышления у детей становится более опосредованным.

По мере умственного развития учащихся нарастает логическая обработка информации. Как правило, в ее основе лежат систематизация и обобщение материала, что приводит к разделению его на части, выделения наиболее главных из них, установление связей с предыдущим материалом. Как правило, это значительно облегчает не только запоминание, но и воспроизведение материала. Однако, с этим происходит и утрата буквальности, что проявляется добавлением своих слов, однако суть остается той же.

Также большую важность для улучшения памяти играет правильность организации повторений материала, а также регулярность применения полученных знаний при решении как теоретическ