- Особенности ребёнка от 4 до 6 месяцев
- На что направить развитие ребёнка
- Игрушки и занятия для развития детей 4-6 месяцев
На первом году жизни развитие ребёнка идет очень быстрыми темпами. Молодым родителям стоит знать особенности ребёнка в том или ином возрасте, чтобы оценить, правильно ли он развивается.
Особенности ребёнка от 4 до 6 месяцев
Особенности ребёнка в возрасте от 4-6 месяцев обусловлены его нервно-психическим развитием. К этому возрасту у ребёнка угасают многие врожденные рефлексы. Постепенно снижается мышечный тонус в мышцах-сгибателях конечностей. По мере исчезновения повышенного тонуса в ножках, малыш начинает сосать пальчики на ногах. Кисти ребёнка расслабляются. Малыш хорошо захватывает предметы, перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Он очень живо интересуется всем новым, может подолгу рассматривать и ощупывать интересные предметы.
Во время кормления дети своими руками поддерживают грудь мамы или держатся за бутылочку, могут достать пустышку изо рта и взять ее в рот самостоятельно.
Ребёнок учится переворачиваться сначала со спины на живот, а затем и с живота на спину. Когда малыш лежит на животе, он поднимается на выпрямленных руках. Если взять ребёнка под мышки, то он будет стоять прямо, не подгибая ножки. Ближе к 6 месяцам многие дети пытаются сесть, за что-либо держась руками.
После 3-х месяцев ребёнок хорошо следит за предметами, узнает знакомые лица на различном расстоянии. Зрение малыша совершенствуется, постепенно формируется восприятие различных цветов. Но зрение у детей в этом возрасте не объёмное, они видят «плоскую картинку», не понимая веса, объёма и размера окружающих предметов. Объёмное (то есть стереоскопическое) зрение формируется после 6 месяцев.
Совершенствуется и речевое развитие ребёнка. Он подолгу гулит, «распевает» гласные звуки, смеется и визжит при общении с близкими людьми. При встрече незнакомого человека ребёнок настороженно его разглядывает, а своим знакомым радуется и улыбается.
Развитие у ребёнка слуха связано с развитием речи. Очень важно разговаривать с малышом. К возрасту 4-х месяцев малыш различает, с какой стороны идет звук и может повернуть голову в эту сторону.
На что направить развитие ребёнка
Некоторые родители хотят ускорить развитие ребёнка в этом возрасте, но всему свое время. Нужно постараться создать комфортные условия для его развития. Не стоит торопиться сажать ребёнка. Некоторые родители обкладывают детей подушками для этого. Позвоночник у детей грудного возраста очень подвижный, поэтому можно испортить осанку.
Зная особенности ребёнка в возрасте 4-6 месяцев, можно стимулировать у него желание ползать. Для этого ребёнка лучше всего «выселить» на пол, интересные предметы или любимые игрушки положить на некотором расстоянии от него. Постепенно стоит увеличивать расстояние между ребёнком и заданной целью по мере его успехов. Обязательно хвалите малыша, если он добрался до желаемой игрушки. Чтобы детям было не страшно и не скучно на полу, родителям стоит тоже туда переместиться. Не нужно рассматривать пол, как что-то враждебное и страшное для ребёнка. Главное, чтобы там было безопасно. Для этого необходимо убрать провода, мелкие предметы, переставить подальше то, что малыш может на себя опрокинуть или то, чем он может пораниться.
Обязательно нужно брать малыша на прогулки по своей квартире, рассказывая ему обо всем, что встречается на пути. С помощью слинга или других удерживающих устройств можно заниматься домашними делами, не отлучая от себя ребёнка. Все, что делают взрослые, детям очень интересно.
Для самостоятельных игр игрушки следует раскладывать или развешивать на расстоянии вытянутой руки ребёнка.
Для развития у ребёнка слуха можно включать дома различную музыку. Очень полезным звуковым фоном для детей являются звуки природы (шум леса, прибой, пение птиц).
Материнский массаж остается незаменимым средством общения и обеспечивает гармоничное развитие ребёнка. Элементы гимнастики должны быть направлены на развитие движений руками, стимулирование ползания, попытки сесть.
Игрушки и занятия для развития ребёнка 4-6 месяцев
При подборе игрушек для детей возраста 4-6 месяцев, нужно учитывать особенности ребёнка этого возраста. Ребёнок много времени проводит лежа на животе, рассматривая все, что перед ним находится.
- Погремушки.
Ассортимент погремушек можно увеличить за счет более сложных игрушек, чем у ребёнка были до этого. Стоит выбирать игрушки разного размера и формы, с элементами из разных тканей и материалов. Какие-то части у погремушки звенят, другие детали шуршат, третьи ─ пищат. С помощью таких игрушек ребёнок развивает тактильные ощущения, совершенствует слух и зрение.
- Резиновые игрушки.
Необходимо выбирать безопасные резиновые игрушки со стойкой краской. Их дети очень любят брать в рот и «грызть». Если игрушки еще и пищат, то доставят ребёнку еще больше удовольствия. Их можно брать с собой в ванну и наблюдать, как они плавают.
- Мячи.
Для детей младше 6 месяцев лучше выбирать небольшие мячики, можно из разных материалов. По ним интересно хлопать ладошкой, наблюдать, как они скачут и катятся. Мячи никогда не будут лишними. По мере развития ребёнка с ними можно будет придумывать новые игры.
- Кубики.
Кубики встречаются из разных материалов и отличаются по размерам. Для самых маленьких детей идеально подойдут кубики-мякиши. Они яркие, безопасные, их можно стирать. Разрушенная башня из мягких кубиков доставит много удовольствия. Не будет неприятных ощущений и травм, если такие кубики попадут на ребёнка. Помимо мякишей можно приобрести пластмассовые или деревянные кубики. Так малыш будет учится различать предметы, одинаковые по форме, но отличающиеся по их свойствам: мягкий-твердый, легкий-тяжелый, большой-маленький и др.
- Неваляшка.
Современные неваляшки бывают из различных материалов, но все они привлекают малыша своей яркостью и мелодичным звучанием. Если малыш случайно натолкнется на нее, то услышит удивительный звук и увидит интересные движения.
- Музыкальные игрушки.
Можно выбирать музыкальные книжки, пианино, телефоны, машинки и любые другие игрушки. При выборе игрушки стоит выбирать те, мелодии у которых нравятся самим родителям. Некоторые музыкальные игрушки еще и двигаются, мигают разноцветными лампочками, всесторонне развивая и привлекая детей.
- Развивающие центр или коврик.
Если до 3-х месяцев ребёнок лежал на спине и разглядывал подвешенные над ним игрушки на дугах развивающего коврика, то теперь ему это будет уже не так интересно. Перевернувшись на живот, малыш будет изучать сам коврик, его пищащие и шуршащие детали, рассматривать яркие рисунки. Игрушки с дуг коврика можно снять и отдать на изучение ребёнку. Существуют различные развивающие центры, представляющие из себя панель с игрушками, которые выполняют разные функции.
- Самодельные игрушки.
В пластиковые бутылочки с плотно завинчивающейся крышкой можно насыпать крупы, горох, соль, положить камушки или пуговки. Все они будут по-разному звучать, развивая слух у малыша. Мамы-рукодельницы могут изготовить своими руками развивающие коврики или книжки. Хорошая идея ─ обвязать крючком капсулы от шоколадных яиц, предварительно наполнив их разными предметами. Из полученных разноцветных обвязанных капсул можно сшить разноцветную гусеницу или гирлянду.
Чем старше становится ребёнок, тем безграничнее становятся возможности, чем же его занять. Маленькие дети очень любопытные, и их интересует все новое и необычное.