Развитие речи у детей с ЗПР

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Развитие речи у детей с ЗПР осуществляется в замедленных темпах. Речевая деятельность формируется на основе многих мыслительных процессов и общих сфер развития. Но поскольку психика детей с ЗПР отличается низкой зрелостью, малыш не может овладеть словесно-образным мышлением, что провоцирует нарушения морфологической структуры слов и синтаксической структуры предложений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Особенность речи детей с ЗПР

У большинства детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения, как в экспрессивной, так и в импрессивной речи. Неразвитость экспрессивной речи протекает в виде неправильного звукопроизношения, скудного словарного запаса, наличия грубых грамматических ошибок и т.д. Недостаточная сформированность импрессивной речи проявляется в виде замедленного речеслухового восприятия, непонимания смысла обобщающих и отдельных слов, а также низкой различимости тонких оттенков речи.

На практике эти нарушения проявляются в том, что малыш говорит примитивными предложениями, не владеет навыком обобщения (например, знает, как называется диван, кресло, стул, но не знает, что в общем значении все эти предметы называются мебелью), не способен к монологической речи, а его произношение отличается вялостью и нечеткостью.

Развитие речи у детей с ЗПР тесно связано с процессом формирования памяти. Поскольку ребёнок с данным видом психического нарушения обладает низкой памятью и рассеянным вниманием, ему тяжело запоминать даже простые стихи и рассказы. В мышлении малыша с ЗПР отсутствуют примеры причинно-следственных связей, из-за чего в пересказах он часто перескакивает с одного события на другое, пропускает персонажей и не запоминает последовательность описываемых событий.

Что касается нюансов произношения, то у детей с ЗПР чаще всего наблюдаются такие дефекты, как нечеткое произношение свистящих и шипящих, а также замедленная деятельность артикуляционного аппарата.

Как нужно развивать речевые навыки у детей с ЗПР

Коррекция речи детей с ЗПР в первую очередь должна направляться на формирование связности повествования. При любых формах задержек психического развития процесс произношения речи у детей основывается на базе наглядно-действенного мышления. То есть, прежде чем понять значение слова, ребёнок должен увидеть, как оно действует.

Развитие речи у детей с ЗПР идет бок о бок с развитием познавательной активности ребёнка. Важно постоянно повышать общий интеллектуальный уровень малыша, знакомя его с процессами окружающего мира.

Читайте также

Особенности детей с задержкой психического развития
В чем выражаются особенности развития детей с задержкой психического развития? Из-за чего возникает ЗПР? Об этом мы поговорим в нашей статье.
Обучение детей с задержкой психического развития
Как проходит обучение детей с задержкой психического развития? Можно ли детям с ЗПР обучаться в обычной школе? Об этом мы поговорим в нашей статье.
Психическое развитие детей с ЗПР
Как развивается психика детей с ЗПР? Какие существуют виды задержек? Читайте о развитии детей с ЗПР в нашей статье.
Задержка речи у детей: симптомы, причины и лечение
Для детей своевременное получение речевых навыков имеет огромное значение: от этого зависит их будущее.
Детская психология
Главной целью является понимание образа мышления детей, их реакций на разного рода ситуации и влияние этих ситуаций на дальнейшие развитие Вашего чада.
Развитие речи у детей 1-3 лет
Как развивается речь детей в возрасте от 1 до 3 лет? Как нужно заниматься с детьми в этом возрастном периоде. Читайте все о развитии речи в нашей статье.
Опубликовано 23.01.2016 13:06, обновлено 17.04.2020 19:17
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014
СРАВНЕНИЕ СОМАТОТИПОВ С АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИМИ ПАРАМЕТРАМИ У ДЕТЕЙ С НОРМАТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ И С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ / Рожков О.П. // Вестник Московского государственного областного социально-гуманитарного института. 2012 1(12)
CОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ: КАТЕГОРИЙНО-ПОНЯТИЙНЫЙ ПОДХОД / Соколова Т.Б. // Молодой ученый. 2009 2

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Почему вам не хватает энергии? Витамины группы B — ключ к бодрости и ясному уму!

Хроническая усталость и постоянный туман в голове? Возможно, вашему организму не хватает витаминов группы B

Колики у малышей: полезные советы родителям

С коликами, так или иначе, сталкивается подавляющее большинство родителей совершенно здоровых малышей в раннем возрасте.

Малыш, родители и колики: как пережить 100 дней плача?

Часто первой проблемой, пугающей молодых родителей, становятся колики у малыша. Как помочь детям при боли в животике, читайте на MedAboutMe.