Развитие речи у детей с ЗПР осуществляется в замедленных темпах. Речевая деятельность формируется на основе многих мыслительных процессов и общих сфер развития. Но поскольку психика детей с ЗПР отличается низкой зрелостью, малыш не может овладеть словесно-образным мышлением, что провоцирует нарушения морфологической структуры слов и синтаксической структуры предложений.
Особенность речи детей с ЗПР
У большинства детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения, как в экспрессивной, так и в импрессивной речи. Неразвитость экспрессивной речи протекает в виде неправильного звукопроизношения, скудного словарного запаса, наличия грубых грамматических ошибок и т.д. Недостаточная сформированность импрессивной речи проявляется в виде замедленного речеслухового восприятия, непонимания смысла обобщающих и отдельных слов, а также низкой различимости тонких оттенков речи.
На практике эти нарушения проявляются в том, что малыш говорит примитивными предложениями, не владеет навыком обобщения (например, знает, как называется диван, кресло, стул, но не знает, что в общем значении все эти предметы называются мебелью), не способен к монологической речи, а его произношение отличается вялостью и нечеткостью.
Развитие речи у детей с ЗПР тесно связано с процессом формирования памяти. Поскольку ребёнок с данным видом психического нарушения обладает низкой памятью и рассеянным вниманием, ему тяжело запоминать даже простые стихи и рассказы. В мышлении малыша с ЗПР отсутствуют примеры причинно-следственных связей, из-за чего в пересказах он часто перескакивает с одного события на другое, пропускает персонажей и не запоминает последовательность описываемых событий.
Что касается нюансов произношения, то у детей с ЗПР чаще всего наблюдаются такие дефекты, как нечеткое произношение свистящих и шипящих, а также замедленная деятельность артикуляционного аппарата.
Как нужно развивать речевые навыки у детей с ЗПР
Коррекция речи детей с ЗПР в первую очередь должна направляться на формирование связности повествования. При любых формах задержек психического развития процесс произношения речи у детей основывается на базе наглядно-действенного мышления. То есть, прежде чем понять значение слова, ребёнок должен увидеть, как оно действует.
Развитие речи у детей с ЗПР идет бок о бок с развитием познавательной активности ребёнка. Важно постоянно повышать общий интеллектуальный уровень малыша, знакомя его с процессами окружающего мира.