Используя развивающие игры, легче учиться читать, писать, творить и даже логически рассуждать. В непринужденной захватывающей ситуации сложные вещи становятся простыми и понятными. Если учесть, что для психологии детей игра является основным и наиболее естественным занятием, взрослые должны максимально применять ее и в обучении.
Когда пора обучаться чтению
К 4-5 годам ребёнок уже многое знает и умеет. Пришло время ему учиться читать. Существующие сегодня методики раннего обучения Тюленева, Домана, Зайцева и другие позволяют делать это даже в более раннем возрасте. Однако специалисты по психологии развития детей утверждают, что начинать обучение стоит только тогда, когда ребёнок:
- общается с помощью предложений;
- различает в словах отдельные звуки;
- не имеет много логопедических проблем;
- знает, где лево и где право.
Чтобы научиться читать, выучим звуки. Ведь именно их мы будем запоминать, произносить и складывать. А сделают процесс увлекательным развивающие игры для детей: читайте, рисуйте, лепите и фантазируйте. Чтобы не утомить ребёнка, занимайтесь по 10-15 минут.
Учим гласные
С гласными занятия будут веселее — потому что их можно петь.
- Красиво напишите буквы красным маркером на цветных картонных кружочках-бусинках или цветочках (около 10 см). Развесьте их по дому. Папа и мама, проходя мимо, каждый раз будут петь гласные, ребёнок тоже поддержит игру. На следующий день поменяйте бусинки/цветочки местами, тренируйте внимательность.
- Поищите с ребёнком вокруг себя предметы похожие на буквы.
- Вылепите буквы из пластилина или теста, сделайте из палочек, проволоки.
- Напишите или распечатайте слова, в них ребёнок найдет знакомые буквы и обведет их красным маркером.
- Гуляя на улице, обращайте внимание на гласные в названиях улиц, магазинов, на рекламных щитах.
Учим согласные и слоги
Переходите к согласным. Не нагружайте ребёнка информацией о том, какими они бывают (шипящими, мягкими, звонкими и т. п.).
- Рисуйте или распечатывайте согласные на прямоугольных кусочках картона.
- При первом знакомстве с буквой придумайте вместе с ребёнком, на что она похожа. Нарисуйте это на бумаге. Образное восприятие поможет лучше запомнить.
- Познакомившись со звуком и его изображением, подставляйте по очереди к гласным и сразу читайте слоги. Крепите карточки с помощью магнитов к доске или подвешивайте на веревку прищепками. Пусть ребёнок это делает сам. Подберите (устно) слова, где есть такие слоги.
- Выучив несколько согласных, составляйте маленькие слова: сок, сук, мак и т. п.
- Рисуйте буквы на песке, на асфальте, на снегу.
- Поиграйте в игру. Ребёнок должен угадать букву, которую вы пальцем напишите ему на спине. Потом поменяйтесь ролями.
Первые предложения
Подготовьте предложения из 2-4 маленьких и простых слов. Хорошо, если они будут о чем-то знакомом, с именами близких. Не предлагайте ребёнку читать стихотворения. Новичку сложно будет выдержать ритм, а он должен быть на высоте и поверить в свои силы.
Мы уверены, что любящие родители сделают все правильно, и ребёнок поймет — с развивающими играми читать просто и интересно.