Иногда обучение в школе забирает много сил и энергии у детей и родителей. В каких случаях это бывает? Когда ребёнок «не тянет» школьную программу, не испытывает желания учиться, делает все очень медленно, не старается. По этой причине, родителям приходится «вкладывать» много душевных сил в обучение школьника, помимо своей работы, ответственности, домашних обязательств.
Отношения в семье портятся из-за того, что школа для ученика становится ненавистным местом, а мать и отец вынуждены контролировать процесс обучения так, что у них не остается ни сил, ни времени для себя, отношений, других дел.
Взрослые, в таких случаях, горько шутят: «Мы снова пошли в первый (пятый, девятый) класс», часто понимая, что учатся они, а не их дети. Что делать, чтобы жизнь семьи не превратилась в борьбу с ленью ученика? Как воспитывать ребёнка, чтобы он выполнял домашнее задание самостоятельно, без помощи родителей? Как взрослым и детям перестать сидеть много часов над книжками и тетрадями, лишая себя радости теплых отношений, хобби, прогулок, общения? Все о том, как следует курировать школьное обучение, в этой статье.
Ребёнок не хочет учиться
Отсутствие желания учиться — это признак низкой мотивации. Быть мотивированным — значит, хотеть двигаться вперед, познавать мир, изучать новое, что-то делать. В настоящее время, большой процент учащихся начальной и средней школы имеют низкий уровень мотивации. Это приводит к тому, что родители постоянно «стоят» над школьником — заставляют его писать, читать, чертить, считать, решать задачи. Когда просьбы и увещевания не работают — ребёнок все равно ничего не делает, постоянно отвлекается или выполняет задание как попало — взрослые применяют «тяжелую артиллерию»: в ход идут угрозы, запугивания, манипуляции.
Такое поведение родителей понятно — они не в силах каждый день контролировать ребёнка настолько, чтобы он работал, был внимательным, собранным, усидчивым, старался не совершать ошибки, думал над заданиями — иначе учатся мать и отец, а не школьник. Кроме того, поступая таким образом, они не повышают мотивацию ребёнка, а наоборот, снижают ее.
Дети, которых заставляют, критикуют, пугают — начинают ненавидеть школу, обманывать взрослых и педагогов, прогуливать уроки.
Как повысить мотивацию?
- Ребёнок должен знать и понимать, зачем он ходит в школу, как эти знания пригодятся ему в жизни.
- На уроках и дома — во время изучения материала — ему должно быть интересно.
- Доброжелательные отношения с одноклассниками и учителями способствуют повышению мотивации.
- За хорошие оценки и любое достижение нужно хвалить, поощрять, награждать.
Если данные рекомендации не работают — ребёнок все равно не хочет учиться — то можно обратиться к психологу. С помощью диагностических методов он выявит причину низкой мотивации и поможет школьнику адаптироваться к учебной среде.
Дети и усвоение материала
Иногда школьные проблемы растут, потому, что ребёнок не понимает учебный материал. Что является тому причиной?
- Темп работы класса не совпадает с индивидуальными особенностями ученика. Например, учительница все время «подгоняет» детей, дает много разных заданий, требует высокой концентрации внимания, а у школьника отличительная особенность — медленное «раскачивание» перед уроками, сложности с усидчивостью.
- Агрессивный настрой педагога или родителей. Ребёнок, если на него все время кричать, может пугаться, расстраиваться, и тогда его психика, чтобы избежать стресса, «уходит» в защиту — он словно «отключается» от всего, что происходит вокруг, ничего не видит и не слышит. Соответственно, находясь в таком стоянии, он не запомнит учебный материал, не поймет, что от него хочет педагог, не будет знать, как следует выполнять домашнее задание.
- Ребёнка беспокоят личные проблемы. Если школьник переживает стресс — сложные отношения в семье, развод родителей, появление малыша в семье, переезд, детскую травлю, живет в неблагополучных условиях — то ему не до учебы. Возможно, он страдает, тревожится, боится, и тогда его мыслительные каналы просто не способны воспринимать информацию.
- Нарушения развития. Такие диагнозы, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, дисграфия, логоневроз, минимальные мозговые дисфункции негативно отражаются на способности воспринимать учебный материал и учиться.
Родители, прежде чем ругать за нежелание учиться, должны исключить наличие перечисленных проблем и нарушений. Сделать это можно, если показать ребёнка неврологу, психологу, логопеду. Своевременное лечение поможет повысить интерес к учебе, сформировать понимание, наладить учебный процесс.
Ошибки родителей
Что нельзя делать взрослым, когда они не могут заставить ребёнка учиться?
- Бить, унижать его;
- критиковать и обесценивать то, что у него получается хорошо: «Пятерка» по рисованию — это ерунда! Лучше бы математику подтянул»;
- сравнивать со сверстниками;
- лишать еды, сна, отдыха, общения, любви;
- жаловаться на него в присутствии друзей семьи, родственников, других детей;
- становиться на сторону педагога и ругать ученика на пару с ним;
- смеяться, когда у него что-то не получается;
- отказывать в помощи, только если это не манипуляция «Мама, сделай за меня».
Где у ребёнка «кнопка»?
Не зная, что делать, как наладить учебный процесс, родители должны, прежде всего, понять, каким является их ребёнок, какие методы воспитания будут работать в его случае. Кто-то хорошо реагирует на строгость, с кем-то нужно немного посидеть, кого-то настроить на рабочий лад похвалой и поддержкой, а кто-то хорошо работает, когда его не трогают и не контролируют. Когда мать и отец знают привычки и темперамент ребёнка, им легче налаживать его учебный процесс, общаться с ним, направлять и обучать.
Рекомендации родителям
Дети плохо учатся, если, кроме школьных занятий, они перегружены дополнительными: иностранным языком, музыкой, спортом. В таком случае, ребёнку может не хватать сил и времени на то, чтобы успевать все, чем он занимается. Нужно равномерно распределять нагрузку на психику и организм, возможно, от некоторых внеурочных занятий следует отказаться.
- Каждый школьник должен отдыхать от уроков столько, сколько нужно ему для восстановления сил.
- Дети должны знать, что школьная оценка дает характеристику не личности, а знаниям.
- Не стоит ставить обучение выше и важней, чем отношения с ребёнком. Даже, если, он получил «двойку», опоздал, не подготовился, у него не должно возникать сомнений в том, что в семье его любят.
- Направляя школьника, совместно с педагогом, родителям намного быстрее удается достичь хороших результатов в обучении.