Ребенок и школа: как не сойти с ума?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Иногда обучение в школе забирает много сил и энергии у детей и родителей. В каких случаях это бывает? Когда ребёнок «не тянет» школьную программу, не испытывает желания учиться, делает все очень медленно, не старается. По этой причине, родителям приходится «вкладывать» много душевных сил в обучение школьника, помимо своей работы, ответственности, домашних обязательств.

Отношения в семье портятся из-за того, что школа для ученика становится ненавистным местом, а мать и отец вынуждены контролировать процесс обучения так, что у них не остается ни сил, ни времени для себя, отношений, других дел.

Взрослые, в таких случаях, горько шутят: «Мы снова пошли в первый (пятый, девятый) класс», часто понимая, что учатся они, а не их дети. Что делать, чтобы жизнь семьи не превратилась в борьбу с ленью ученика? Как воспитывать ребёнка, чтобы он выполнял домашнее задание самостоятельно, без помощи родителей? Как взрослым и детям перестать сидеть много часов над книжками и тетрадями, лишая себя радости теплых отношений, хобби, прогулок, общения? Все о том, как следует курировать школьное обучение, в этой статье.

Консервативное лечение варикозного расширения вен

Сегодня существует множество методов лечения варикозного расширения вен. Особенно часто к ним прибегают женщины, так как это и косметический дефект, и серьезное страдание.

Ребёнок не хочет учиться

Ребёнок не хочет учиться

Отсутствие желания учиться — это признак низкой мотивации. Быть мотивированным — значит, хотеть двигаться вперед, познавать мир, изучать новое, что-то делать. В настоящее время, большой процент учащихся начальной и средней школы имеют низкий уровень мотивации. Это приводит к тому, что родители постоянно «стоят» над школьником — заставляют его писать, читать, чертить, считать, решать задачи. Когда просьбы и увещевания не работают — ребёнок все равно ничего не делает, постоянно отвлекается или выполняет задание как попало — взрослые применяют «тяжелую артиллерию»: в ход идут угрозы, запугивания, манипуляции.

Такое поведение родителей понятно — они не в силах каждый день контролировать ребёнка настолько, чтобы он работал, был внимательным, собранным, усидчивым, старался не совершать ошибки, думал над заданиями — иначе учатся мать и отец, а не школьник. Кроме того, поступая таким образом, они не повышают мотивацию ребёнка, а наоборот, снижают ее.

Дети, которых заставляют, критикуют, пугают — начинают ненавидеть школу, обманывать взрослых и педагогов, прогуливать уроки.

Как повысить мотивацию?

  • Ребёнок должен знать и понимать, зачем он ходит в школу, как эти знания пригодятся ему в жизни.
  • На уроках и дома — во время изучения материала — ему должно быть интересно.
  • Доброжелательные отношения с одноклассниками и учителями способствуют повышению мотивации.
  • За хорошие оценки и любое достижение нужно хвалить, поощрять, награждать.

Если данные рекомендации не работают — ребёнок все равно не хочет учиться — то можно обратиться к психологу. С помощью диагностических методов он выявит причину низкой мотивации и поможет школьнику адаптироваться к учебной среде.

Дети и усвоение материала

Иногда школьные проблемы растут, потому, что ребёнок не понимает учебный материал. Что является тому причиной?

  • Темп работы класса не совпадает с индивидуальными особенностями ученика. Например, учительница все время «подгоняет» детей, дает много разных заданий, требует высокой концентрации внимания, а у школьника отличительная особенность — медленное «раскачивание» перед уроками, сложности с усидчивостью.
  • Агрессивный настрой педагога или родителей. Ребёнок, если на него все время кричать, может пугаться, расстраиваться, и тогда его психика, чтобы избежать стресса, «уходит» в защиту — он словно «отключается» от всего, что происходит вокруг, ничего не видит и не слышит. Соответственно, находясь в таком стоянии, он не запомнит учебный материал, не поймет, что от него хочет педагог, не будет знать, как следует выполнять домашнее задание.
  • Ребёнка беспокоят личные проблемы. Если школьник переживает стресс — сложные отношения в семье, развод родителей, появление малыша в семье, переезд, детскую травлю, живет в неблагополучных условиях — то ему не до учебы. Возможно, он страдает, тревожится, боится, и тогда его мыслительные каналы просто не способны воспринимать информацию.
  • Нарушения развития. Такие диагнозы, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, дисграфия, логоневроз, минимальные мозговые дисфункции негативно отражаются на способности воспринимать учебный материал и учиться.

Родители, прежде чем ругать за нежелание учиться, должны исключить наличие перечисленных проблем и нарушений. Сделать это можно, если показать ребёнка неврологу, психологу, логопеду. Своевременное лечение поможет повысить интерес к учебе, сформировать понимание, наладить учебный процесс.

Ошибки родителей

Ошибки родителей

Что нельзя делать взрослым, когда они не могут заставить ребёнка учиться?

  • Бить, унижать его;
  • критиковать и обесценивать то, что у него получается хорошо: «Пятерка» по рисованию — это ерунда! Лучше бы математику подтянул»;
  • сравнивать со сверстниками;
  • лишать еды, сна, отдыха, общения, любви;
  • жаловаться на него в присутствии друзей семьи, родственников, других детей;
  • становиться на сторону педагога и ругать ученика на пару с ним;
  • смеяться, когда у него что-то не получается;
  • отказывать в помощи, только если это не манипуляция «Мама, сделай за меня».

Где у ребёнка «кнопка»?

Не зная, что делать, как наладить учебный процесс, родители должны, прежде всего, понять, каким является их ребёнок, какие методы воспитания будут работать в его случае. Кто-то хорошо реагирует на строгость, с кем-то нужно немного посидеть, кого-то настроить на рабочий лад похвалой и поддержкой, а кто-то хорошо работает, когда его не трогают и не контролируют. Когда мать и отец знают привычки и темперамент ребёнка, им легче налаживать его учебный процесс, общаться с ним, направлять и обучать.

Рекомендации родителям

Дети плохо учатся, если, кроме школьных занятий, они перегружены дополнительными: иностранным языком, музыкой, спортом. В таком случае, ребёнку может не хватать сил и времени на то, чтобы успевать все, чем он занимается. Нужно равномерно распределять нагрузку на психику и организм, возможно, от некоторых внеурочных занятий следует отказаться.

  • Каждый школьник должен отдыхать от уроков столько, сколько нужно ему для восстановления сил.
  • Дети должны знать, что школьная оценка дает характеристику не личности, а знаниям.
  • Не стоит ставить обучение выше и важней, чем отношения с ребёнком. Даже, если, он получил «двойку», опоздал, не подготовился, у него не должно возникать сомнений в том, что в семье его любят.
  • Направляя школьника, совместно с педагогом, родителям намного быстрее удается достичь хороших результатов в обучении.

Читайте также

Учим уроки в соответствии с темпераментом ребенка
Можно ли делать уроки с ребенком без слез, капризов и конфликтов? Да, если обратить внимание на особенности его темперамента – это поможет найти правильный подход к обучению.
Что такое лень?
Мы привыкли воспринимать лень как нечто плохое. Однако действительно ли так вредно лениться и о чем говорит нам наша лень?
Агрессия у маленьких детей: что делать?
Как родители могут помочь детям справиться с агрессией?
Телесноориентированные упражнения для детей с гиперактивностью
Гиперактивные дети – активные, подвижные, неусидчивые. Существуют упражнения, которые через физическое расслабление помогают детям снизить психическое напряжение и расслабиться.
Малыш–катастрофа: как справиться с гиперактивностью детей?
Дети слишком активны и их сложно уговорить посидеть спокойно? Возможно, это гиперактивность. Что делать в этой ситуации?
Первоклассник и сон: 6 важных правил для здоровья и учебы
Сколько, когда и почему надо спать ребенку в первом классе. И как все это правильно организовать?
Опубликовано 23.09.2018 17:25, обновлено 17.04.2020 18:26
Рейтинг статьи:
4,2

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Лекарства для химиотерапии: механизм лечения болезни

При выявлении онкологического заболевания в комплексе лечения нередко используют химиотерапию, что это?

Химиотерапия: что это такое?

Химиотерапия применяется для борьбы со злокачественными опухолями, расположенными в разных частях тела. Что же при этом происходит?

Топ-10 ранних симптомов рака

Большинство видов рака на ранних стадиях уже проявляют себя. Но эти симптомы часто схожи с проявлениями других болезней. Когда надо обратиться к врачу?

Как укрепить иммунитет ребенка: полезные продукты питания

В детском возрасте иммунная система особенно уязвима. Чтобы укрепить детский иммунитет, нужно прежде всего наладить правильное питание.

Консервативное лечение варикозного расширения вен

Сегодня существует множество методов лечения варикозного расширения вен. Особенно часто к ним прибегают женщины, так как это и косметический дефект, и серьезное страдание.

Цистит: из-за чего возникает и как его лечить

Цистит – воспалительный процесс, локализующийся в мочевом пузыре. Соблюдение мер профилактики поможет избежать развития заболевания.

Как усилить выработку желчи: продукты, напитки, приёмы

Эффективные и безопасные методы усиления выработки желчи в желчном пузыре. Как запустить образование желчи, чтобы кишечник хорошо работал.

Детокс в межсезонье: почему вам нужна осенняя программа детоксикации и где её проходить?

Осенняя перезагрузка: как детокс-программа поможет укрепить иммунитет перед холодами

Невирусный гепатит: как защитить печень

Мы привыкли относить гепатит к вирусным заболеваниям. Однако воспаление печени может быть вызвано вовсе не инфекцией