Еще год назад мы даже представить себе не могли, что история с коронавирусом из Уханя не закончится, а мы вскоре будем жить новостями о новых вариантах SARS-CoV-2. А сегодня даже школьники научились разбираться в разновидностях вирусов.
И вот сейчас, пока весь мир настороженно ждет новостей о варианте омикрон из Южной Африки, российские ученые рассказали о том, что у нас, оказывается, буйствует свой, практически отечественный вариант SARS-CoV-2. Пришел он к нам из-за рубежа и на сегодняшний день является доминирующей разновидностью коронавируса в России – в отличие от остальных стран мира, за редкими исключениями.
MedAboutMe разбирался в особенностях национального коронавируса.
«Русская» дельта – вариант AY.122
Интернет-ресурс medRxiv, где выкладываются препринты научных статей, опубликовал в декабре 2021 года сообщение российских ученых о «русской» дельте – сублинии AY.122, которая с прошлого года уверенно доминирует на территории России. Напомним, что AY — это обозначение дельта-варианта.
Впервые этот вариант был выявлен в январе 2021 года в Словакии.
Согласно представленным данным, более 90% проверенных образцов в России содержат одну разновидность дельта-варианта – AY.122. Как утверждают исследователи, если вы успели переболеть COVID-19 в нашей стране этим летом – скорее всего, это был именно этот вариант SARS-CoV-2.
А что насчет других стран? Оказывается, Россия не одинока. В Монголии эта же самая сублиния дельты выявляется в 100% образцов. В соседнем Казахстане эта цифра составляет 76%, а в Литве – 73%. И Эквадор ее вошел в группу «любителей AY.122» – 86% проанализированных в стране образцов содержат данную разновидность вируса. Эта разновидность коронавируса также часто встречается в Украине, Финляндии и Турции. Еще одна страна, где AY.122 выявлялась во многих образцах – Израиль, и там даже от нее отделилась подлиния AY.122.1.
Мутации AY.122: кому это нужно?
У AY.122 есть две приметные мутации: nsp2:K81N и ORF7a:P45L, по которым его и идентифицируют. Вообще это довольно редкая комбинация: во всем мире ее можно обнаружить только у 2,3% образцов дельты. Ученые обнаружили, что на момент проведения исследования эта комбинация выявлялась в 85% проб, взятых в России, и только в 0,5% проб, взятых за рубежом.
Что же это за мутации и почему вирус с ними так прочно обосновался в России?
А вот это самый большой вопрос. Дело в том, что обе мутации не дают каких-то суперпреимуществ вирусу. Они не повышают его резистентность к антителам и не увеличивают скорость заражения им, если сравнивать с другими вариациями дельты.
Дерево мутаций: в поисках исходного вируса
Российские исследователи задались целью выяснить причину такой избирательности у наших соотечественников. Из 4369 мазков, собранных в России, они выделили 1439, содержащих вариант дельта. На основании последних ученые построили дерево мутаций варианта дельты в России.
Первый раз дельта-вариант обнаружили 7 апреля у пациента из Москвы. К началу июля дельту уже находили в 98% российских мазков. По расчетам исследователей, ежесуточно скорость прироста дельты составляла 9,74% – аналогичные данные были получены для разных регионов страны и других стран.
С помощью дерева мутаций им удалось определить 50 случаев ввоза в страну дельты, приходящиеся на период апрель-октябрь 2021 года. В половине случаев эволюция вируса продолжилась – на свет появились вирусы с новыми дочерними последовательностями, а в половине – «заглохла».
Анализ известных случаев завоза показал, что один из ранних образцов в Россию ввез человек, ездивший в ОАЭ и Турцию, другой – турист, вернувшийся из Индии. Но эти образцы особо так и не распространились на территории России. А вот вариант с указанными двумя мутациями, который прибыл в нашу стране 19 апреля, начал активно распространяться. Кто его ввез – сейчас уже не выяснишь. Но именно он стал доминирующим вариантом в России и остается им до настоящего времени.
То, что вирус был именно ввезен в страну, подтверждает тот факт, что в 4-х из списка стран, открытых для авиаперелетов из России и обратно, тоже выявляли вариант AY.122.
Эффект основателя
На этом месте возникает логичный вопрос: почему именно у нас и именно этот вариант стал доминирующим? Что такого есть в России и в этом вирусе, чего нет в других странах? Оказывается, ничего особенного. Ученые предполагают, что все дело в эффекте основателя.
Суть феномена, получившего название «эффект основателя», заключается в следующем. При миграции вируса доступ новых генетических вариантов ограничен. Возникает своего рода «бутылочное горлышко», при прохождении которого значительная часть вариантов отсеивается. Тот вариант, который проник на еще не освоенную территорию раньше, ее и занимает, формируя однородную популяцию. При этом остальные варианты, которые будут появляться на этой же территории, если они не демонстрируют выраженных преимуществ, оказываются «не у дел» – территория занята активно реплицирующимся и распространяющимся доминирующим штаммом.
В случае с AY.122 именно это и произошло. Это дельта-вариант, который благодаря остальным своим мутациям, успешно вытеснил уханьский вирус и альфа-вариант. Но другие разновидности дельты не имели значимых конкурентных преимуществ, и сейчас именно AY.122 является причиной большинства случаев COVID-19 в России.
Группа китайских ученых, обсуждая эффект основателя в своей статье, опубликованной в январе 2021 года в журнале National Science Review, указывает, что эпидемия COVID-19 в каждом регионе когда-то была запущена очень небольшим количеством путешественников, которые занесли туда вирус. Это, кстати, говорит о том, что попытки изоляции стран или целых регионов малоэффективны для предотвращения распространения инфекции. И в каждом регионе, указывают исследователи, вирус развивается по своему пути.
В научной среде есть мнение, что ситуация с таким масштабным доминированием конкретной сублинии, не обладающей какими-то особенными конкурентными преимуществами, может также говорить о том, что скорость роста числа случаев заражения внутри ограниченной территории (в данном случае России) выше, чем тот же показатель за ее пределами. В противном случае новые вирусы в России были бы потомками новых завозов, более поздних. А раз этого не наблюдается, размножение вируса в России идет более интенсивно, чем вне ее.
Выводы
- Эксперты приходят к выводу, что доминирование в России одного из вариантов «дельты», не обладающей «суперспособностями» – случайность, удачное (для этого варианта) стечение обстоятельств.
- По большому счету, этот эпизод — лишь один из многих в истории пандемии COVID-19. Он не дает ни вирусу, ни России каких-либо бонусов, но и не грозит какими-то особыми утратами. Причуда природы, не более того.