Мультипликация и искусство анимированных фильмов много лет радуют своими проектами детей, подростков и взрослых. 28 октября отмечается Международный день анимации. Следует отметить, что «анимэ» в переводе с японского тоже означает «мультфильм», однако за счет самобытности образов японская анимация выделилась в отдельное направление, которым интересуются и дети, и взрослые. MedAboutMe решил познакомить своих читателей с еще одним явлением – синдромом «тюнибе» (сhuunibyou), который связан как с Японией, так и с психологией детей подросткового периода.
Что делать родителям, если они заметили в поведении подростка необычные изменения? Когда следует «бить тревогу» – обращаться за помощью к психологу, психиатру? Ответы на эти и другие вопросы можно узнать из данной статьи.
«Синдром восьмиклассника» или тюнибе
Иногда подростки ведут себя так, что взрослые пугаются, наблюдая за сменой поведения и настроения. Так, по мнению психологов, дети выражают себя, по этой причине подростковый возраст и называется переходным – ребёнок находится между детством и взрослостью.
У тинейджеров может появляться состояние, которое условно называется тюнибе или «синдром восьмиклассника». Оно выражается в изменениях в поведении и самосознании. Ребёнок «уходит» в мир фантазий, играя роль того, кем он на самом деле не является – божественного существа, героя, преступника (часто дети знакомятся с этими образами и получают информацию о них из фильмов, книг, комиксов или анимэ).
Этот синдром относят к подвиду патологического фантазирования у детей и подростков, связанным с играми и увлечениями сверхценного характера или перевоплощения. Данная форма, согласно исследованиям психиатров, является наиболее распространенным видом патологического фантазирования на невротическом уровне при вялотекущей шизофрении.
Хотя этот синдром не входит в официальный список диагнозов, а относится к популярным терминам, само состояние настолько распространено среди современных подростков, что название симптомокомплекса вполне прижилось.
Синдром восьмиклассника чаще всего является переходным состоянием, которое проходит самостоятельно. Однако в некоторых случаях требуется профессиональная помощь. А еще он может указывать на психические патологии, манифестирующие в подростковом возрасте, в частности на подростковую шизофрению.
Тюнибе тесно связано с асоциальностью – поведением, когда подростки отрицательно относятся к общепринятым нормам и правилам, выступают против них. Согласно исследованию, проведенному в 2016 году на базе Тюменского Государственного университета, известно, что подростки, проявляющие агрессивность, неискренность, раздражительность (что входит в описание симптоматики «синдрома восьмиклассника»), в будущем имели антисоциальное расстройство личности.
В Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-V), принятом в США в 2013 г., также отмечено, что антисоциальное расстройство личности диагностируется только с 18-летнего возраста, но при этом характерные признаки нарушения поведения личности могут выделяться еще до 15-летнего возраста.
Феномен хикикомори, распространяющийся в Японии и других развитых странах, согласно японским психиатрам, также проявляется в пубертате синдромом восьмиклассника. Хикикомори, молодые люди, ведущие крайне замкнутый образ жизни, не работающие, не выходящие из дома, а порой и комнаты годами, живут в своем собственном мире.
Поэтому родителям, когда возраст их детей приближается к 14-15 годам, так важно наблюдать за изменениями в поведении ребёнка.
Вот основные симптомы, которые заставляют родителей испытывать беспокойство и страх за ребёнка, за состояние его психики:
- подражание вымышленным героям;
- вера в свои «магические» способности – читать мысли людей, видеть будущее, предсказывать события;
- ощущение собственной уникальности и неповторимости до такой степени, что ребёнок начинает верить в то, что он «посланец с другой планеты», «божество» и так далее;
- желание детей принадлежать к различным ролевым группам, порой даже к незаконным группировкам, сектам;
- вера в свои «суперспособности» – сыщика, детектива, мага.
Все эти проявления в поведении являются преувеличенными, иногда до такой степени, что стирается грань между реальным миром и воображаемым, своими особенностями и желанием походить на кого-либо. Тревоги родителей в таком случае обоснованы и понятны – они «не узнают» сына или дочь, волнуются за состояние их психики, «рисуют» в голове страшные картины того, что подросток сойдет с ума или навсегда останется человеком «не от мира сего».
Особенно тревожные признаки, которые требуют обследования у психиатра: одержимость, попытки систематизации идей, «кривая логика», неполная критика к вымыслам и невозможность коррекции болезненных убеждений в беседах; стремление к реализации своих вымыслов и связанное с этим неправильное, а порой нелепое поведение.
Как правило, дети отличаются атипичным гипоманиакальным состоянием с идеями могущества, величия. Но возможны депрессивные фазы с оттенком гневливости, дисфории.
Данное состояние в поведении детей получило название «синдром восьмиклассника» или тюнибе, потому что оно свойственно подросткам 14 лет и старше. Считается, что ребёнок в этом возрасте «примеряет» на себя роль «крутого» (по его мнению) персонажа и отыгрывает ее. Воображение – главный «двигатель» процесса, и это состояние у ребёнка становится основным, ведущим. Ему действительно кажется, что он является обладателем «магических способностей», талантов сыщика, отрицательным или положительным героем в своей жизни, может влиять или управлять окружающими. Однако есть разница между нормальным фантазированием и патологическим, захватывающим ребёнка целиком.
Капризы или диагноз?
Хотя описанный синдром не считается явным признаком психиатрического отклонения, и чаще всего подростки перерастают это состояние, в некоторых случаях требуется вмешательство профессионалов.
За помощью обратились родители девочки 15 лет с целью «помочь дочери найти себя». Из рассказов матери и отца: дочь стала странной, замкнутой, перестала общаться с членами семьи, все время о чем-то думает, выглядит отрешенной, не идет на контакт, отказывается от общения со сверстниками, которое раньше приносило ей радость.
По результатам психологических исследований стало ясно, что у девочки присутствуют ярко выраженные проявления «синдрома восьмиклассника» как проявление невротического фантазирования. Она «придумала волшебные миры», где сама является «великим существом», «божеством», не имеющим пола, бестелесным созданием. В мире фантазий ребёнок выстраивал взаимоотношения с такими же, как она. По словам девочки, в ее мирах не было зла, ненависти и предательства, все любили друг друга и помогали, были «лучше, чем люди» и «боялись людей».
Девочка прошла курс психологической помощи, во время которого ей стало понятно, что ее личность и «мир», в котором она «жила», принимается психологом как возможная вероятность. Параллельно велась работа с ее родителями. Диагностические исследования семьи выявили трудные отношения между матерью и отцом, страх ребёнка, что семья распадется, нежелание подчиняться авторитарным методам воспитания со стороны отца. Это позволило сделать вывод о возникновении причин появления состояния тюнибе – реальность, в которой она жила, была для нее болезненной, невыносимой. Поэтому «мир фантазий» сформировался как защита психики от внешних стрессов.
По итогам работы со всей семьей потребность в фантазировании была исчерпана, у девочки создана уверенность в стабильности реальной ситуации. Синдром удалось купировать.
В каких случаях «синдром восьмиклассника» не несет прямой угрозы здоровью ребёнка?
- Когда он, фантазируя и примеряя на себя образ героя, остается в контакте с окружающими людьми – близкими, учителями, друзьями. Не страдает учеба, сохраняется объективность реакций.
- Подросток имеет цель и активно идет к ней – сдача экзаменов, планы на будущее, занятия творчеством.
- Ребёнок заботится о своем внешнем виде, завязывает новые отношения, легко общается.
- Сохраняется способность к саморефлексии – ребёнок понимает, что чувствует, и может описать это словами.
- Подросток фантазирует, однако, сохраняет связь с реальностью, не путает миры.
Приведем примеры бредоподобных фантазий, настойчиво требующих лечения у врача. Перевоплощение в выдуманных героев, порой противоположного пола, старшего возраста выражается в поведении.
- Подросток 14 лет рисует бороду и усы и ходит с самодельным оружием, в плаще не на ролевые игры, а постоянно. Регулярно исполняет ритуальные танцы. Живет, по его утверждениям, двумя жизнями, сейчас и в прошлом веке.
- Девочка 12 лет представляет себя олимпийским огнем, запрещает включать рядом с собой воду, обвиняет родных в попытке вредительства подобным образом, сообщения о строительстве гидроэлектростанции воспринимает резко негативно, связывая его с личным оскорблением.
В обоих случаях отмечено патологическое бредоподобное фантазирование как симптом малопрогредиентной шизофрении.
Когда состояние тюнибе должно стать тревожным сигналом для родителей и поводом показать ребёнка психологу, психотерапевту?
- Изменения на физиологическом уровне – длительная потеря сна, аппетита, постоянное «общение» с воображаемыми друзьями, диалоги в голове, отрывающие от реальности.
- Уход из дома – попытки жить, как «герой», «волшебник», «бандит».
- Поступки, лишенные объективности и здравого смысла: желание испытать ощущение полета, «игры» со смертью.
- Полный уход от реальности в фантазию, придуманный образ – ребёнок полностью перенимает привычки «героя», требует называть его другим именем, пытается менять условия жизни.
Один из подвидов затянувшегося состояния тюнибе описан в романе «Дон Кихот». «Синдром восьмиклассника в 50 лет», так можно объяснить феномен главного героя, который смотрит на мир через розовые очки, а его близкие вынуждены подыгрывать ему или отвергать персонажа, чтобы не отрицать его заблуждения. И эта ситуация заставляет главного героя всё больше и больше поддаваться своим заблуждениям.
По мнению психологов, причины возникновения непатологического «синдрома восьмиклассника» следующие:
- отрицание подростком реальности, которая может быть болезненной;
- переход к взрослению с помощью придуманных образов – дети таким образом ищут свое «я»;