«Синдром восьмиклассника»: что с моим ребенком?

Статью проверил кандидат психологических наук, доцент
Степанченко Ольга Юрьевна

Мультипликация и искусство анимированных фильмов много лет радуют своими проектами детей, подростков и взрослых. 28 октября отмечается Международный день анимации. Следует отметить, что «анимэ» в переводе с японского тоже означает «мультфильм», однако за счет самобытности образов японская анимация выделилась в отдельное направление, которым интересуются и дети, и взрослые. MedAboutMe решил познакомить своих читателей с еще одним явлением – синдромом «тюнибе» (сhuunibyou), который связан как с Японией, так и с психологией детей подросткового периода. 

Что делать родителям, если они заметили в поведении подростка необычные изменения? Когда следует «бить тревогу» – обращаться за помощью к психологу, психиатру? Ответы на эти и другие вопросы можно узнать из данной статьи.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

«Синдром восьмиклассника» или тюнибе

«Синдром восьмиклассника» или тюнибе

Иногда подростки ведут себя так, что взрослые пугаются, наблюдая за сменой поведения и настроения. Так, по мнению психологов, дети выражают себя, по этой причине подростковый возраст и называется переходным – ребёнок находится между детством и взрослостью.

У тинейджеров может появляться состояние, которое условно называется тюнибе или «синдром восьмиклассника». Оно выражается в изменениях в поведении и самосознании. Ребёнок «уходит» в мир фантазий, играя роль того, кем он на самом деле не является – божественного существа, героя, преступника (часто дети знакомятся с этими образами и получают информацию о них из фильмов, книг, комиксов или анимэ). 

Этот синдром относят к подвиду патологического фантазирования у детей и подростков, связанным с играми и увлечениями сверхценного характера или перевоплощения. Данная форма, согласно исследованиям психиатров, является наиболее распространенным видом патологического фантазирования на невротическом уровне при вялотекущей шизофрении. 

Хотя этот синдром не входит в официальный список диагнозов, а относится к популярным терминам, само состояние настолько распространено среди современных подростков, что название симптомокомплекса вполне прижилось. 

Синдром восьмиклассника чаще всего является переходным состоянием, которое проходит самостоятельно. Однако в некоторых случаях требуется профессиональная помощь. А еще он может указывать на психические патологии, манифестирующие в подростковом возрасте, в частности на подростковую шизофрению.

Тюнибе тесно связано с асоциальностью – поведением, когда подростки отрицательно относятся к общепринятым нормам и правилам, выступают против них. Согласно исследованию, проведенному в 2016 году на базе Тюменского Государственного университета, известно, что подростки, проявляющие агрессивность, неискренность, раздражительность (что входит в описание симптоматики «синдрома восьмиклассника»), в будущем имели антисоциальное расстройство личности. 

В Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-V), принятом в США в 2013 г., также отмечено, что антисоциальное расстройство личности диагностируется только с 18-летнего возраста, но при этом характерные признаки нарушения поведения личности могут выделяться еще до 15-летнего возраста.

Феномен хикикомори, распространяющийся в Японии и других развитых странах, согласно японским психиатрам, также проявляется в пубертате синдромом восьмиклассника. Хикикомори, молодые люди, ведущие крайне замкнутый образ жизни, не работающие, не выходящие из дома, а порой и комнаты годами, живут в своем собственном мире.

Поэтому родителям, когда возраст их детей приближается к 14-15 годам, так важно наблюдать за изменениями в поведении ребёнка.  

Вот основные симптомы, которые заставляют родителей испытывать беспокойство и страх за ребёнка, за состояние его психики:

  • подражание вымышленным героям;
  • вера в свои «магические» способности – читать мысли людей, видеть будущее, предсказывать события;
  • ощущение собственной уникальности и неповторимости до такой степени, что ребёнок начинает верить в то, что он «посланец с другой планеты», «божество» и так далее;
  • желание детей принадлежать к различным ролевым группам, порой даже к незаконным группировкам, сектам;
  • вера в свои «суперспособности» – сыщика, детектива, мага.

Все эти проявления в поведении являются преувеличенными, иногда до такой степени, что стирается грань между реальным миром и воображаемым, своими особенностями и желанием походить на кого-либо. Тревоги родителей в таком случае обоснованы и понятны – они «не узнают» сына или дочь, волнуются за состояние их психики, «рисуют» в голове страшные картины того, что подросток сойдет с ума или навсегда останется человеком «не от мира сего».

Особенно тревожные признаки, которые требуют обследования у психиатра: одержимость, попытки систематизации идей, «кривая логика», неполная критика к вымыслам и невозможность коррекции болезненных убеждений в беседах; стремление к реализации своих вымыслов и связанное с этим неправильное, а порой нелепое поведение. 

Как правило, дети отличаются атипичным гипоманиакальным состоянием с идеями могущества, величия. Но возможны депрессивные фазы с оттенком гневливости, дисфории.  

Данное состояние в поведении детей получило название «синдром восьмиклассника» или тюнибе, потому что оно свойственно подросткам 14 лет и старше. Считается, что ребёнок в этом возрасте «примеряет» на себя роль «крутого» (по его мнению) персонажа и отыгрывает ее. Воображение – главный «двигатель» процесса, и это состояние у ребёнка становится основным, ведущим. Ему действительно кажется, что он является обладателем «магических способностей», талантов сыщика, отрицательным или положительным героем в своей жизни, может влиять или управлять окружающими. Однако есть разница между нормальным фантазированием и патологическим, захватывающим ребёнка целиком.

Капризы или диагноз?

Капризы или диагноз?

Хотя описанный синдром не считается явным признаком психиатрического отклонения, и чаще всего подростки перерастают это состояние, в некоторых случаях требуется вмешательство профессионалов. 

Случай из практики.

За помощью обратились родители девочки 15 лет с целью «помочь дочери найти себя». Из рассказов матери и отца: дочь стала странной, замкнутой, перестала общаться с членами семьи, все время о чем-то думает, выглядит отрешенной, не идет на контакт, отказывается от общения со сверстниками, которое раньше приносило ей радость. 

По результатам психологических исследований стало ясно, что у девочки присутствуют ярко выраженные проявления «синдрома восьмиклассника» как проявление невротического фантазирования. Она «придумала волшебные миры», где сама является «великим существом», «божеством», не имеющим пола, бестелесным созданием. В мире фантазий ребёнок выстраивал взаимоотношения с такими же, как она. По словам девочки, в ее мирах не было зла, ненависти и предательства, все любили друг друга и помогали, были «лучше, чем люди» и «боялись людей». 

Девочка прошла курс психологической помощи, во время которого ей стало понятно, что ее личность и «мир», в котором она «жила», принимается психологом как возможная вероятность. Параллельно велась работа с ее родителями. Диагностические исследования семьи выявили трудные отношения между матерью и отцом, страх ребёнка, что семья распадется, нежелание подчиняться авторитарным методам воспитания со стороны отца. Это позволило сделать вывод о возникновении причин появления состояния тюнибе – реальность, в которой она жила, была для нее болезненной, невыносимой. Поэтому «мир фантазий» сформировался как защита психики от внешних стрессов.

По итогам работы со всей семьей потребность в фантазировании была исчерпана, у девочки создана уверенность в стабильности реальной ситуации. Синдром удалось купировать.

В каких случаях «синдром восьмиклассника» не несет прямой угрозы здоровью ребёнка?

  • Когда он, фантазируя и примеряя на себя образ героя, остается в контакте с окружающими людьми – близкими, учителями, друзьями. Не страдает учеба, сохраняется объективность реакций.
  • Подросток имеет цель и активно идет к ней – сдача экзаменов, планы на будущее, занятия творчеством.
  • Ребёнок заботится о своем внешнем виде, завязывает новые отношения, легко общается.
  • Сохраняется способность к саморефлексии – ребёнок понимает, что чувствует, и может описать это словами.
  • Подросток фантазирует, однако, сохраняет связь с реальностью, не путает миры.

Приведем примеры бредоподобных фантазий, настойчиво требующих лечения у врача. Перевоплощение в выдуманных героев, порой противоположного пола, старшего возраста выражается в поведении. 

  • Подросток 14 лет рисует бороду и усы и ходит с самодельным оружием, в плаще не на ролевые игры, а постоянно. Регулярно исполняет ритуальные танцы. Живет, по его утверждениям, двумя жизнями, сейчас и в прошлом веке. 
  • Девочка 12 лет представляет себя олимпийским огнем, запрещает включать рядом с собой воду, обвиняет родных в попытке вредительства подобным образом, сообщения о строительстве гидроэлектростанции воспринимает резко негативно, связывая его с личным оскорблением. 

В обоих случаях отмечено патологическое бредоподобное фантазирование как симптом малопрогредиентной шизофрении.

Когда состояние тюнибе должно стать тревожным сигналом для родителей и поводом показать ребёнка психологу, психотерапевту?

  • Изменения на физиологическом уровне – длительная потеря сна, аппетита, постоянное «общение» с воображаемыми друзьями, диалоги в голове, отрывающие от реальности.
  • Уход из дома – попытки жить, как «герой», «волшебник», «бандит».
  • Поступки, лишенные объективности и здравого смысла: желание испытать ощущение полета, «игры» со смертью.
  • Полный уход от реальности в фантазию, придуманный образ – ребёнок полностью перенимает привычки «героя», требует называть его другим именем, пытается менять условия жизни.

Один из подвидов затянувшегося состояния тюнибе описан в романе «Дон Кихот». «Синдром восьмиклассника в 50 лет», так можно объяснить феномен главного героя, который смотрит на мир через розовые очки, а его близкие вынуждены подыгрывать ему или отвергать персонажа, чтобы не отрицать его заблуждения. И эта ситуация заставляет главного героя всё больше и больше поддаваться своим заблуждениям.

По мнению психологов, причины возникновения непатологического «синдрома восьмиклассника» следующие:

  • отрицание подростком реальности, которая может быть болезненной;
  • переход к взрослению с помощью придуманных образов – дети таким образом ищут свое «я»;
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Вооружен до зубов: 9 гаджетов для здоровья зубов и десен

Какие гаджеты помогут сохранить здоровье зубов и красоту улыбки? Топ лучших для домашнего применения.

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 28.10.2019 12:15, обновлено 18.08.2022 11:37
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Экспрессдиагностика девиантного поведения детей и подростков / Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н. и др. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского 2010
Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы / Фельдштейн Д. И. // Национальный психологический журнал ВАК 2010
Роль воображения в развитии личности подростков / Казак Е. А. // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование» ВАК 2009
Антисоциальные подростки с затрудненным общением как объект научного исследования / Бочанцева Л. И. // Сибирский педагогический журнал ВАК. 2016
Gray matter alterations in schizophrenia high-risk youth and early-onset schizophrenia: a review of structural MRI findings / Brent B. K., Thermenos H. W., Keshavan M. S., et al. // Child Adolesc Psychiatr Clin N Am : journal 2013 Vol. 22.
Childhood psychiatric disorders as anomalies in neurodevelopmental trajectories (англ.) / Philip Shaw, Nitin Gogtay, Judith Rapoport // Human Brain Mapping : journal. // Wiley-Blackwell 2010 Vol. 31, no. 6.

Читайте также

Чтобы подросток был жив, надо беречь отношения
Как строить отношения с ребенком в переходном возрасте? Сложно и просто: соединить терпение с любовью
Этот сложный подростковый возраст: восстанавливаем доверие
Подростковый возраст – это время перемен. Как помочь подростку преодолеть все трудности переходного периода?
Чем опасен подростковый возраст?
Воспитать подростка, при этом избежав беды и сохранив доверие, порой гораздо труднее, чем кажется изначально.
Сложный подростковый возраст у девочки
Как сохранить отношения с дочерью, когда она становится невыносимым подростком? Каждой матери придется когда-то пройти этот путь.
Трудности общения с ребенком подросткового возраста
Проблема «отцов и детей» была и остается актуальной. Какую выбрать тактику общения и поведения с ребенком подросткового возраста.
Трудный возраст: как спасти ребенка от секты?
Необычные перемены в поведении подростка могут являться следствием влияния сектантских вероучений. Как оградить ребенка от опасного общества?