По мере взросления, начиная с возраста 6-ти месяцев, ребёнку постепенно нужно введение новой пищи, которую врачи называют прикормом. Ранее не было каких-либо вариантов, всем детям вводили новое питание в виде пюре, начиная с небольших объёмов, доводя порции до возрастных норм. В начале 2000-х годов появились новые модные тенденции в питании детей, находящихся на грудном вскармливании, — педагогическая схема прикорма или введение еды со стола родителей. При ней мать знакомит ребёнка с блюдами из своей тарелки, давая еду маленькими кусочками, которые кроха способен разжевать и проглотить. Чем же они принципиально разнятся, каковы плюсы и минусы обеих схем?
Грудное вскармливание: когда пора есть новое?
Грудное вскармливание подразумевает постепенное знакомство с новой пищей прикорма не ранее полугода. На сегодняшний день к подобной же схеме постепенно приводят и детей на искусственном вскармливании. Это оправдано составом современных смесей, максимально адаптированных к потребностям детей и покрывающих все их потребности в калориях и нутриентах, и особенностями созревания пищеварительного тракта. Поэтому врачи, будь то искусственное, грудное, либо смешанное вскармливание, не торопят родителей с началом прикорма, советуя подождать наступления второго полугодия жизни.
Но подходит пора, и встает вопрос о том, как и чем прикармливать детей, начинается изучение материалов и схем, и всплывает два варианта питания — педагогический и педиатрический прикорм. Что это за методики, чем они принципиально отличаются? Почему педагогический прикорм рекомендован детям на грудном вскармливании и не применяется у искусственников?
Схемы прикорма: классика и современность
В начале века стали все чаще говорить о новой схеме прикорма, принципиально отличной от традиционного подхода видами продуктов, с которыми знакомят малыша. Сегодня можно встретить термин «педагогический прикорм» в материалах и статьях по кормлению грудью и детскому питанию, а также руководствах по педиатрическому (или, по-другому, классическому виду) прикорму. Мамы спорят о преимуществах и недостатках каждого из них, совсем не задумываясь о сути этих «принципиально различных» методов.
Однако национальные руководства и схемы питания, педиатрические учебники и трактаты по диетологии не выделяют понятия «педагогический прикорм». Этот термин изначально пошел из модных в начале 2000 годов центров материнства и детства, каждый из которых хотел удивить каким-то своим особенным методом, преподнести, так сказать, «изюминку». Многие из них практиковали естественное родительство и «педагогический прикорм». Это был своего рода культ еды, семейный ритуал, где каждому члену семьи отводилось особое место, в том числе и ребёнку. Однако это было вовсе не их изобретение.
Подходы к питанию по данным ВОЗ
Основа данного подхода к прикормам заимствована различными центрами из руководств ВОЗ по питанию детей раннего возраста. В тексте написано, что продукты для ребёнка специально готовятся, чтобы они могли удовлетворять специфические физиологические и пищевые потребности крохи. Их называют блюдами прикорма, они обычно имеют вид пюре или сильно измельченных продуктов, представляющих собой пищу переходного звена (пюре и детские каши) или же адаптированные продукты с взрослого стола. Последнее и взято за основу в новой схеме питания. Так что этот самый педагогический прикорм всего лишь традиционное питание, только кусочками, малыми дозами (их еще называют микродозы). А суть одна и та же, это просто еда с общего стола маленькими кусочками. Такая практика была и ранее, просто в силу широкого распространения искусственного вскармливания требовалось накормить ребёнка калорийнее. Так как сложно при применении небольших кусочков потом точно посчитать объём необходимой на докорм смеси, давались четкие нормы в граммах.
Удобство для матери взрослой пищи кусочками
Если мать кормит кроху грудью, у нее есть возможность прикладывать малыша по требованию. И как таковые четкие граммы при любой схеме питания утрачивают свою актуальность. Малыш съедает прикорм, который ему дает мать, столько, сколько ему хочется по аппетиту и желанию. А потом получает недостающий объём питания и калорий из грудного молока. При этом матери не нужно простаивать у плиты, отдельно готовя пюре и каши, она выбирает наиболее подходящие кусочки из своей тарелки.
Поэтому и нормы в граммах дают на сегодня усредненные объёмы пищи, которые отражают скорее объёмы допустимых прикормов, чтобы мать не давала еды больше, чем положено по возрасту и возможностям усвоения кишечником, и подобная пища не вызывала перекорма.
Прикормы для ребёнка: зачем они
Суть прикорма — не накормить ребёнка «от пуза», а познакомить его с новыми продуктами, расширить его рацион, дополнить недостающими элементами возрастающие потребности. ВОЗ пишет, что исключительно грудное вскармливание полностью покрывает пищевые потребности большинства грудных детей примерно до возраста 6 месяцев.
Однако по мере того, как ребёнок взрослеет, у него тратится больше энергии на физическую активность. Тогда пищевые потребности уже не покрываются полностью за счет прикладываний к груди. Чтобы пополнить недостающие энергетические потребности между тем, что дает грудное кормление, и общими нуждами, вводится переходное питание. Используются прикормы, которые предназначены для удовлетворения пищевых нужд ребёнка, его потребностей в минералах и витаминах. Введение переходного питания не означает, что нужно прекращать кормление грудью. На первом году жизни именно за счет молока матери покрываются основные потребности в пище и энергии, но к концу года молоко должно занимать около 1/3-½ от всей калорийности питания.
Но в отечественной педиатрической школе до сих пор устойчиво циркулируют данные о том, что прикорм должен заменять одно или нескольких грудных кормлений практически с самого начала его введения. Отсюда же становится ясным ответ на вопрос, почему ВОЗ не дает раскладку по количеству прикорма, а наши специалисты ее дают. ВОЗ предлагает родителям самим решить, каким способом им будет удобнее кормить ребёнка, как подразумевают их семейные традиции, подходит ли семейное питание под потребности малыша или нет. Если питание родителей далеко от принципов рационального, тогда оптимальным будет готовить ребёнку пюре и каши специально или использовать покупные детские продукты, еда кусочками в таких случаях не практикуется.