06.08.2017 Обновлено: 17.04.2020 2363

Прикорм: что такое педагогическая и педиатрическая схема?

Автор - врач педиатр

Парецкая Елена Михайловна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

По мере того, как малыш подрастает и у него появляются новые потребности в пищевых веществах, одной из самых важных тем для обсуждения среди родителей становится прикорм и те методики, которые стоит использовать при его введении. Сегодня есть как классическая, традиционная или как ее еще называют, педиатрическая схема прикорма, по которой из месяца в месяц по определенным этапам вводится новая пища, а также альтернативный путь — введение микродоз обычной еды с общего стола как способ знакомства и адаптации к пище — педагогическая или обучающая форма прикорма. Какими же плюсами и минусами обладает каждая из них?

Педиатрический прикорм: классика и современность

Педиатрический прикорм: классика и современность

Хотя этот вид прикорма практикуется давно, но со времени его внедрения в практику схемы много раз менялись и претерпевали значительные изменения ввиду того, что изменяется и питание детей. Если ранее грудное вскармливание младенцев старше 3-6 месяцев было редкостью и росло практически целое поколение искусственников или детей, взращенных на манной каше и коровьем молоке, то сегодня многие матери кормят детей грудью долго и активно.

Кроме того, научные данные, полученные по мере того, как внедрялся прикорм, вносили коррективы в его схемы. Научно доказана нецелесообразность и вредность введения первыми соков в возрасте 3-4 недель, а также раннего начала как такового прикармливания вообще. В связи с этим существенно изменилась и схема, если сравнить ее с той, что практиковалась одной из первых в 50-60е годы прошлого века. Сегодня педиатрический прикорм, вне зависимости от типа вскармливания — естественного или искусственного, рекомендуют вводить не ранее 5,5-6 месяцев жизни, когда органы пищеварения полноценно дозрели до приема более взрослой пищи.

Физиологические основы прикорма

Изначально педиатрический прикорм был разработан как питание для искусственников, кормящихся мало адаптированными смесями и кашами, коровьим молоком, в силу чего не получающих всех необходимых микроэлементов и витаминов, нутриентов для роста и развития. Поэтому в первых его вариантах были рано вводимые соки как источник натуральных витаминов, кисломолочные продукты — как источник бифидофлоры и кальция с белком, а также мясо, овощи и фрукты для стимуляции моторики. Для того, чтобы полноценно покрывать все потребности ребенка, порции такого прикорма должны были быть достаточно объемными, и поэтому питание постепенно доводилось до стандартных значений — 100 г продуктов или 200 мл жидкостей на прием. Постепенно затем нужно было заменять детские пюре и кашки на более взрослое питание, вводя уже продукты с обычного стола — супы, вторые блюда и десерты. По постулатам этого стиля прикорма к годовалому возрасту ребенок переводится на относительно «взрослое» питание.

Какая схема педиатрического прикорма самая верная?

Какая схема педиатрического прикорма самая верная?

В зависимости от опыта, времени обучения в МедВУЗе и стажа работы, педиатры имеют свои схемы прикорма, к которым они привыкли и особенностями которых они лучше всего владеют. Но многие из них, разработанные и внедренные в прошлом веке, устарели и не отвечают современным реалиям, как по виду продуктов, так и по состоянию здоровья и особенностям питания детей. Поэтому вопросом детского питания подробно и углубленно много лет занималась авторитетная медицинская организация — ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения), которая рекомендовала для международного использования схему прикорма, которая на сегодня и является ключевой. Она основана на знаниях физиологии пищеварения детей и данных по грудному вскармливанию, а также введению смесей, что позволяет наиболее физиологично и без вреда для здоровья перевести детей на взрослое питание.

По данным ВОЗ прикорм стоит вводить не ранее 6 месяцев жизни детям на грудном вскармливании, и не ранее 5,5-6 месяцев на искусственном питании. Любые другие варианты на сегодня признаны менее безопасными и физиологичными, что ограничивает их применение.

Плюсы и минусы педиатрической схемы

Если говорить о минусах прикорма, он:

  • стандартизированный и не учитывает пищевого интереса и индивидуальных особенностей крохи, который может к полугоду еще быть не готовым к новой пище.
  • Требует отдельной посуды, определенных рецептов и материальных, физических и иных затрат на его приготовление или покупку. Первое время много продукта просто пропадает из-за того, что ребенок не съедает положенную порцию.
  • Кормление ребенка отдельно, так как он пока не владеет культурой приема пищи, приводя в беспорядок кухню, стол и себя самого.
  • Сложнее формируются навыки жевания и глотания из-за пюрированной консистенции пищи и отсутствия в первых прикормах плотных кусочков.
  • Пресный вкус не у всех детей стимулирует аппетит, что приводит к необходимости идти на различные ухищрения, чтобы накормить кроху кашей или пюре.

Плюсы прикорма по данной схеме:

  • Строго заданные объемы пищи, а значит вместе с нею белка, жиров и всех остальных нутриентов.
  • Обучение пользованию ложкой, тарелкой и салфеткой.
  • Простота, если используется баночный прикорм, не нужно думать о приготовлении и составе еды, она уже готова.

Педагогическая форма прикорма