В раннем развитии детей есть свои нормы и отклонения, и для того чтобы ребёнок полноценно рос и развивался, важно, чтобы все его органы чувств с рождения работали полноценно и без сбоев. Важнейшими из них в самых начальных этапах являются слух и зрение, они дают наибольшую информацию об окружающем мире. Естественно, что при первом осмотре в роддоме врач проверит глазки и ушки ребёнка, но по мере развития, уже дома, родители должны следить за малышом, отмечая малейшие отклонения в формировании слухового восприятия. Если вовремя не выявить патологии слуха, это существенно повлияет в дальнейшем на развитие речи и всю жизнь крохи в целом. Чем же так важен слух, каким образом он влияет на физическое и психоэмоциональное развитие?
Зачем ребёнку слышать?
Ребёнок начинает слышать свои первые звуки еще внутриутробно, таким способом он познает мир. Наряду со зрением, слух и тактильные ощущения с кожи и пальцев создают у него целостную картину мира, развивают его мозг и формируют навыки. Без возможности слышать, ребёнку очень трудно научиться говорить, глухие от рождения люди обычно говорят плохо и неотчетливо, они учатся этому долго и трудно. Это нарушает социальное общение и возможность жить, общаться и расти среди сверстников. Именно поэтому родители должны с самых первых недель жизни обращать внимание на слух ребёнка.
Проблемы со слухом — тугоухость (снижение слуха до определенных пределов) или же полная глухота могут быть врожденным дефектом, в результате воздействия негативных факторов в раннем периоде беременности, когда происходит закладка органа слуха. Такой ребёнок рождается слабослышащим или глухим на одно или оба ушка. Приобретенные проблемы слуха возможны с раннего возраста в результате перенесенных инфекций (отиты) или воздействия медикаментов, обладающих ототоксичными эффектами, а также как результат системных патологий или обменных расстройств. С врожденными дефектами родители практически ничего не могут поделать, можно только предпринимать попытки лечения детей хирургически или консервативно. А вот для второго варианта важна профилактика — важно следить за здоровьем детей, чтобы не допускать болезней уха.
Развитие внутриутробно и после рождения: что важно знать родителям
Детишки могут слышать еще задолго до появления на свет, и родители могут в этом убедиться, если разговаривают с крохой в животике. Он реагирует на голоса родных и чужих людей: слыша голос матери или отца, он может оживляться, в ответ на незнакомые звуки замирает. Естественно, это не полноценное распознавание звуков, кроха находится в водной среде, окруженный тканями матки и различает только резкие и громкие звуки, передающиеся как вибрации на слуховые косточки. Звуки низкой частоты слышатся лучше, чем высокие.
В момент рождения его наружное ухо и все его внутренние отделы полностью сформированы, функционируют они так же, как у родителей. Обычно слух сегодня проверяют у детей еще в роддоме, это проводит врач специальным прибором, помещая в ушко крохи особый зонд, посылающий импульсы и воспринимающий ответ на них с перепонки. Если же слух не был проверен при рождении, родители могут обратиться к ЛОР-врачу в первые месяцы жизни, чтобы выявить возможные проблемы и как можно раньше их решить, чтобы не пострадало раннее развитие детей и последующее формирование навыков коммуникации.
Раннее развитие детей: слух, зрение, общее развитие
Оценить раннее развитие детей и их слуха можно по проявлению определенной последовательности навыков. С рождения дети слышат все звуки, которые их окружают, но реакции возможны на громкие и резкие звуки. Дети могут плакать и пугаться их, вздрагивая и раскрывая широко глазки. Слуховое восприятие лежит в основе рефлекса Моро, который является одним из критериев оценки раннего развития детей. В ответ на резкие звуки малыши растопыривают пальчики, разводя ручки в стороны, а затем приводят их к тельцу. Подобные реакции могут наблюдаться до 4-х месяцев. Когда имеются проблемы со слухом, рефлекс не воспроизводится.
После трех недель кроха различает голоса родителей, на обращение к нему он может замирать, прислушиваясь. С месяца на голос матери или отца от пытается поворачивать головку в сторону звука, если не видит их. Если слуховое раннее развитие детей нарушено, подобных реакций крохи родители не выявят, и это повод для обращения к врачу. Слышащий кроха в возрасте трех-четырех месяцев, поворачивая головку, ищет глазами источник звука, если это голоса или пищащие игрушки. Если имеются сомнения — в трехмесячном возрасте врач оториноларинголог проверит слух крохи на плановой диспансеризации.
Слух и развитие речи — как связаны?
Слух развивается параллельно с развитием речи. И хотя до первых слов еще далеко, но малыш уже начал освоение речи. Как только он начал слышать звуки, он будет пытаться издавать их самостоятельно, сначала это будет «гуление» примерно в два месяца, а ближе к пяти месяцам это переходит в фазу более осмысленного лепета. Постепенно лепет приобретает различные эмоциональные и тоновые интонации. Малыш звуками активно выражает свои эмоции и чувства — и по отношению к родным, и по отношению к чужим людям и неодушевленным предметам, это говорит о том, что развитие речи идет правильно.
Примерно в возрасте от 8 до 10 месяцев развитие речи формирует новый этап — состав лепетных «слов» меняется, малыш начинает произносить все новые звуки, гласные и согласные, слоги, пытаясь соединять их в цепочки. Он может произносить даже сочетания слогов, похожие на первые слова — но пока не осмысленно. А вот ближе к годику появляются уже и осознанные первые простые слова. Это говорит о правильном формировании слуха и соответственно, полноценном развитии речи.
Как проверить слух без врача: домашние методики
Как определить правильное развитие слуха малышей без посещения врача? Все просто — нужно следить за его реакциями на звуки, разговоры и этапы формирования речи. В раннем возрасте проблемы могут быть, если малыш, не видя родителей, не реагирует на их голос, не поворачивает головы и не ищет их глазами. В более старшем возрасте, с годика, можно задавать ему простые вопросы — «где кукла?», «где шарик?». Реакцию на низкие, средние и высокие частоты можно проверить, применив арсенал игрушек, дающих разные по частоте звуки. Барабан подойдет для исследования низких частот, погремушки и пищалки для высоких, дудочки — для средних. Если издавать ими звуки вне поля зрения ребёнка, когда он их слышит — он будет оборачиваться. Также необходимо проверить и шепотную речь, если малыш тугоухий (снижен слух) он будет слышать громкую речь, но не реагирует на шепот. Причем шепотом нужно также говорить вне поля зрения ребёнка, иначе они могут просто «читать по губам».
В любом случае, если кажется, что развитие слуха малыша нарушено, либо он плохо вас слышит — стоит обратиться к врачу. Специалист подтвердит или опровергнет опасения.