Проблема детской и подростковой преступности — одна из самых сложных. И поэтому ее профилактика — это одна из главных задач государства. Социальная профилактика правонарушений несовершеннолетних учитывает правовые, психологические и социальные механизмы предупреждения негативных влияний. С их помощью можно предусмотреть и избежать обстоятельств, которые приводят к совершению правонарушений.
Причины
Основные причины — индивидуальные свойства, возрастные и психологические особенности личности, негативное влияние и неправильное воспитание. Важны также условия, в которых было совершено правонарушение. Иногда ребёнок совершает правонарушение из скуки, желания выделиться, а иногда из-за буллинга, жестокого отношения близких.
Все причины можно разделить на внутренние и внешние. Ко внутренним причинам относятся возрастные изменения, проблемы с психикой, отношения в семье. Что касается внешних причин, это конфликты в семье или школе, пропаганда насилия, тяжелые жизненные обстоятельства.
Если родители не уделяют внимания, не прививают ребёнку правильные нравственные ценности, не следят за его поведением, не знают, с кем общается сын или дочь, что смотрит и чем увлекается, риск совершения проступка существенно повышается. Если ребёнку нечем заняться, он не посещает кружки и секции, предоставлен сам себе, от скуки он может пойти на совершение правонарушения.
Важная роль в формировании преступного поведения принадлежит внешним условиям. Ведь при определенных условиях у несовершеннолетнего возникает решимость совершить преступление. Но внутренние причины, конечно, являются основными. Стоит учесть и то, что ребёнок обычно не осознает всю серьезность своих поступков.
Способы профилактики
На ранних стадиях применяются следующие методы:
- Формируются правильные ценности и взгляды у ребёнка, который их еще не сформировал.
- Ликвидируются источники информации, которые действуют на несовершеннолетнего негативно.
- Выявляются неблагоприятные условия проживания.
Конечно, ранняя профилактика более действенная. Ведь если правильно воспитывать ребёнка, способствовать правильному формированию личности, отслеживать изменения в поведении и устранять (если изменения антисоциальные), можно будет с высокой вероятностью в дальнейшем избежать серьезных проблем, применения строгих мер по отношению к ребёнку, совершившему проступок.
Здесь важно воспитание родителей, работа психологов, социальных педагогов. Для проведения подобной профилактики привлекаются общественные, образовательные, культурно-спортивные учреждения. Организация профилактических бесед, досуговой деятельности и организация свободного времени ребёнка — важные методы профилактики правонарушений
Если ребёнок уже совершал правонарушение, к нему применяются меры профилактики, которые направлены на недопущение рецидива. Это ряд мер — исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ликвидация источников негативного влияния. Используются разные способы и приемы. В том числе беседы с психологами, следователями по делам несовершеннолетних, занятия по правовому просвещению.