Специальная педагогика и психология — отрасли дефектологии, суть которых заключается в особом подходе к детям с некоторыми отклонениями в психическом и физическом развитии. Для таких детей разрабатываются специальные образовательные программы, не просто обеспечивающие комфортное обучение, но и развивающие навыки социализации и коммуникации, необходимые для включения в общество.
Задачи специальной педагогики и психологии
Дефектология изучает детей, имеющих отклонения (дефекты) в речевом и психофизическом развитии, решает задачи их воспитания, обучения, адаптации в обществе. Имеющиеся отклонения на физическом или психическом уровне влияют на познавательную деятельность и становление личности ребёнка, поэтому важны особые условия обучения для таких детей.
Сегодня в России активно развивается инклюзивное образование в рамках общеобразовательных учреждений. Оно не подразумевает простого внедрения детей с особенностями развития в пространство обычной школы: требуется выстроить учебный процесс на основе эффективных методов, предлагаемых общей и специальной педагогикой.
Советский ученый Лев Выготский, заложивший основы специальной психологии, полагал, что необходимо обращать внимание на наличие у ребёнка способностей, которые во многом компенсируют конкретный органический недостаток. Именно Выготский отметил, что пребывание в кругу здоровых детей способствует социально-психологической адаптации ребёнка с особенностями развития.
Эту идею подхватили современные педагоги, отметившие, что совместное обучение детей с разным бэкграундом необходимо для создания здоровой психологической атмосферы, налаживания социальных связей и повышения самооценки детей с отклонениями в развитии. А проведенные еще в 2007 г. исследования показали, что появление таких детей в обычной школе никакого негативного влияния на остальных учеников не оказывает.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями развития
У детей с особенностями развития наблюдаются трудности в обучении и коммуникации, и им требуется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение. Под последним понимается создание социально-психологических и педагогических условий для спокойного обучения и успешного развития. Это комплексная работа специалистов разного профиля: логопедов, учителей, дефектологов, психологов, социальных педагогов.
Психолого-педагогическое сопровождение решает следующие задачи:
- диагностирует и по возможности корректирует имеющиеся нарушения в развитии;
- исследует индивидуальные потребности и психофизиологические особенности детей;
- оказывает поддержку детям, которым требуется специальная обучающая программа;
- обеспечивает психологически благоприятный климат в коллективе;
- работает над повышением педагогической и психологической грамотности родителей и учителей.
Таким образом, чтобы ребёнок с особенностями развития успешно влился в коллектив и образовательный процесс, необходим индивидуальный подход и методы специальной психологии и педагогики.