Специальная педагогика и психология: векторы работы

Специальная педагогика и психология — отрасли дефектологии, суть которых заключается в особом подходе к детям с некоторыми отклонениями в психическом и физическом развитии. Для таких детей разрабатываются специальные образовательные программы, не просто обеспечивающие комфортное обучение, но и развивающие навыки социализации и коммуникации, необходимые для включения в общество.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Задачи специальной педагогики и психологии

Дефектология изучает детей, имеющих отклонения (дефекты) в речевом и психофизическом развитии, решает задачи их воспитания, обучения, адаптации в обществе. Имеющиеся отклонения на физическом или психическом уровне влияют на познавательную деятельность и становление личности ребёнка, поэтому важны особые условия обучения для таких детей.

Сегодня в России активно развивается инклюзивное образование в рамках общеобразовательных учреждений. Оно не подразумевает простого внедрения детей с особенностями развития в пространство обычной школы: требуется выстроить учебный процесс на основе эффективных методов, предлагаемых общей и специальной педагогикой.

Советский ученый Лев Выготский, заложивший основы специальной психологии, полагал, что необходимо обращать внимание на наличие у ребёнка способностей, которые во многом компенсируют конкретный органический недостаток. Именно Выготский отметил, что пребывание в кругу здоровых детей способствует социально-психологической адаптации ребёнка с особенностями развития.

Эту идею подхватили современные педагоги, отметившие, что совместное обучение детей с разным бэкграундом необходимо для создания здоровой психологической атмосферы, налаживания социальных связей и повышения самооценки детей с отклонениями в развитии. А проведенные еще в 2007 г. исследования показали, что появление таких детей в обычной школе никакого негативного влияния на остальных учеников не оказывает.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями развития

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями развития

У детей с особенностями развития наблюдаются трудности в обучении и коммуникации, и им требуется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение. Под последним понимается создание социально-психологических и педагогических условий для спокойного обучения и успешного развития. Это комплексная работа специалистов разного профиля: логопедов, учителей, дефектологов, психологов, социальных педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение решает следующие задачи:

  • диагностирует и по возможности корректирует имеющиеся нарушения в развитии;
  • исследует индивидуальные потребности и психофизиологические особенности детей;
  • оказывает поддержку детям, которым требуется специальная обучающая программа;
  • обеспечивает психологически благоприятный климат в коллективе;
  • работает над повышением педагогической и психологической грамотности родителей и учителей.

Таким образом, чтобы ребёнок с особенностями развития успешно влился в коллектив и образовательный процесс, необходим индивидуальный подход и методы специальной психологии и педагогики.

Читайте также

Чем полезна специальная психология ребенку
Дети с отклонениями в развитии нуждаются в специальной коррекционной работе. Этим занимаются специалисты из области специальной и клинической психологии.
Современные проблемы педагогической психологии
Проблемы педагогической психологии в контексте школьной дидактики.
Как правильно чистить уши ребенку?
Как правильно чистить уши и что для этого требуется?
Представления Льва Выготского о психологии развития ребенка
Что писал Лев Семёнович Выготский о психологии развития ребёнка и законах культурного развития личности?
Основы педагогики и психологии: применение этих знаний в семье
Каждый родитель — это по совместительству психолог и педагог, воспитывающий полноценную личность.
Связь психологии с другими науками: что нужно знать
Связь психологии с другими науками берет начало с античных времен, когда ее изучали в рамках философии.
Опубликовано 12.07.2022 18:43
Рейтинг статьи:
4,7

Использованные источники

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья / Журбенко В.Н., Гредасова Е.М., Волощенко И.Ю. // Инновационная наука 2020 №1
Инклюзивное образование в пространстве постсоциализма: сравнительный анализ родительской удовлетворенности / Большаков Н.В., Долгова Е.М. // Вопросы образования 2022 №1
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.