Родители часто используют словесные указания, настойчивые формы общения с детьми, чтобы побудить их к каким-либо действиям. Обычно это действия, которые ребёнку неприятны или не интересны. Зачастую уговоры не помогают, и дело доходит до наказаний. Ребёнок невольно следует наставлениям родителей, выполняет требуемые действия, которые иногда не приносят ему радости. Негативное отношение к принуждению формируется постепенно, накапливается и остается в памяти на всю жизнь.
Как мотивировать ребёнка к учебе?
Каждая семья по-разному решает вопросы воспитания и образования детей. Родителям хочется, чтобы дети без напоминания, самостоятельно занимались уроками, налаживали хорошие отношения с учителями и сверстниками. Но часто это остается лишь желанием, так как дети не всегда оправдывают возложенные на них надежды.
В такой ситуации старшему поколению необходимо мотивировать своих детей, чтобы добиться выполнения важных действий — отличной учебы, успешного посещения школы. Родителям нужно вызвать у ребёнка заинтересованное отношение к получению знаний. Отрицательные способы убеждения детей — шантаж, угрозы, прямой подкуп не работают уже с начала подросткового возраста.
Занятость родителей — это не вполне уважительный повод отмахиваться от вопросов развития ребёнка. В подробных, компетентных ответах дети увидят источник информации. Особенно, если родители не побоятся признаться в собственном незнании, и вместе с ребёнком попробуют поискать ответы на вопросы в энциклопедиях, школьных учебниках, в интернете.
Образование ребёнка надо всесторонне поддерживать — покупать тематические энциклопедии, записывать на образовательные кружки, вместе ходить на выставки и лекции. Конечно, при этом следует учитывать возраст ребёнка, чтобы информация ложилась на хорошо подготовленную образовательную почву.
Прочтение книг, посещение музеев надо обсуждать, узнавать, осталось ли что-то непонятное. Привлекать к интересам ребёнка и его друзей, одноклассников. Закон социальной психологии срабатывает, когда в группе подростков существуют общие позитивные интересы, основанные на познании нового. Тинейджеры тянутся друг за другом, стремятся соответствовать уровню развития своих друзей. Это дает родителям надежду, что и атмосфера в школе сложится в том же ключе — позитивно-познавательном. Ведь такие отношения царят в компании друзей и одноклассников.
Способы мотивации подростка
Мотивация к получению знаний заложена в человеке на генетическом уровне. Люди во все века искренне радовались новым знаниям, и сегодня, как в древности, решение сложной задачи приводит к выработке гормонов счастья. Это — отличный фактор, которым должны воспользоваться родители, чтобы создать мотивацию к обучению.
В школе дети стремятся к тем предметам, где учитель познавательно подает материал, умеет заинтересовать учеников. В то время как на неинтересных занятиях дети скучают, и время для них тянется нестерпимо долго. В переходном возрасте детям сложно длительное время сидеть без дела, и это тянет их на необдуманные поступки — шалости, откровенное хулиганство.
Основная, важная мотивация, которую могут применять все родители — показывать детям, что даже нелюбимые предметы надо знать, потому что такие знания самым неожиданным образом могут потребоваться во взрослой жизни. Ребёнок должен усвоить, что важными являются именно знания, а не оценка учителя. Нужно постараться дать ребёнку понять, что абсолютно все знать невозможно, надо стремиться размышлять, осмысливать явления, поступки, делать выводы. Позитивная оценка родителей всегда важна детям в любом возрасте. Это является своеобразным стимулом для младшего поколения — стараться хорошо учиться, чтобы радовать своих родителей.
Что делать родителям, если ребёнок ни к чему не стремится?
Возраст 11-15 лет — переходный период, когда практически все дети теряют мотивацию к обучению, оставляют свои прежние занятия и увлечения. Это основная причина бесполезного сидения перед телевизором, компьютером. Ничегонеделание — отсутствие интересов, стремления к продуктивным занятиям, к спортивным занятиям.
Озабоченность такого плана знакома всем родителям, ведь практически все подростки проявляют показатели лености, нежелания ничем заниматься, кроме компьютера и телефона. Современные дети слабо мотивированы к получению знаний, порой демонстрируют пассивность и отсутствие интереса к чему-либо.
Давить, упрекать, сравнивать с другими, более успешными детьми, категорически не рекомендуется. Помимо того, что это — бесполезное напряжение для родителей, это является еще и антимотивацией, ведь многие дети стоят на позиции «действия от противного».
Важные моменты: помнить, что такие периоды у детей временны, скоро все встанет на свои места, и сработают основы воспитания, заложенные родителями в предподростковом возрасте своих детей. Помнить, что на детей сильно влияет домашняя ситуация, отношение родителей к детским проблемам. Если они находят дома поддержку и понимание, то это будет сильной мотивацией вести себя откровенно и доверительно. Исходя из этих моментов, каждый из родителей может построить свою индивидуальную линию поведения.
Взгляд на жизнь у детей разных возрастов
Возраст в формировании личности человека имеет важное значение. 30-летние состоявшиеся люди по физическим, психологическим, социальным факторам существенно отличаются от 14-летних подростков, 9-летних детей. На один и тот же вопрос о решении жизненной ситуации эти люди дадут совершенно разные ответы, и каждый из них окажется по-своему верным. Даже скорее, сработает ситуация «устами младенца», ведь дети с их непосредственным восприятием происходящего в их жизни зачастую дают совершенно верные советы взрослым, как поступить в той или иной ситуации.
В сложной жизненной ситуации некоторым детям приходится рано начинать работать. Но это — вынужденная мера, когда они помогают покупать лекарства для больных младших братьев, или просто помогают кормить семью. Такой ребёнок по взглядам на жизнь будет выглядеть более серьезным и психологически зрелым, нежели 23-летние студенты ВУЗов, находящихся на полном обеспечении родителей.
Недаром медицинская возрастная градация отличается от градации психологов. Дети, имеющие свободное время, и занимающиеся своими интересами, растут более раскованными, имеют более свободные взгляды на жизнь. Им помогает по-своему видеть и оценивать жизнь их личная свобода.
Дети, регулярно занятые домашними делами, растут более самостоятельными, готовыми к жизни. От этого зависят и их взгляды на жизнь. Роль родителей здесь такова, что они помогают организовать распорядок дня ребёнка, занимая его после школы или спортивными тренировками, или домашними поручениями.
К каждому периоду развития ребёнок накапливает определенный опыт отношений в системе «человек-человек», «человек-предмет», «человек-общество». На формирование жизненных взглядов влияет пример родителей, педагогов, друзей, общественного опыта самого подростка.
Что делать, если ребёнок не хочет идти по стопам родителей?
Нормально, когда у ребёнка имеется собственное мнение. Оно формируется с помощью родителей, педагогов, которые хотят, чтобы подросток вырос самостоятельным, умеющим принимать решения в сложных ситуациях. Поэтому стоит ли удивляться родителям, когда подросток на этапе выбора профессии вдруг останавливается на своем личном решении, и не принимает никаких возражений и доводов.
Казалось бы, не хочет идти по стопам старших членов семьи — пусть идет своей дорогой, значит, родители не смогли привить ему интерес к фамильной профессии, как ни пытались. Однако, если бы не настойчивость родителей, в мире, возможно, не было бы великих династий. Иногда необходимо настаивать, чтобы подросток шел в тот ВУЗ, который выбрала семья, получать ту профессию, в которой трудится не одно поколение. Эта рекомендация особенно актуальна, если у подростка нет определенных предпочтений и жизненных планов. А что будет, если у подростка действительно не лежит душа к труду родственников? Возможно, вырастет неквалифицированный специалист. Чтобы предотвратить такой вариант развития событий, необходимо вовремя заметить полную незаинтересованность и подумать, в каком направлении двигаться дальше.
Психологи считают, что сегодня надо давать детям волю, и отпускать туда, куда они хотят идти, строить свой жизненный путь и, достигать вершин успеха в любимом направлении.