Теория стадиального развития мышления в раннем возрасте швейцарского психолога и философа Жана Пиаже совсем не новая: довольно скоро его работе «Речь и мышление ребёнка» исполнится 100 лет. Однако почти за целый век результаты наблюдений и анализа Пиаже не только не устарели, но и получили новые обоснования. Интеллект детей развивается в соответствии с определенными Пиаже законами и проходит несколько стадий. Знать о них важно: это помогает понимать, как устроено мышление у малышей, общаться и разговаривать с ними буквально на одном языке. MedAboutMe рассказывает, через какие этапы становления мыслительных функций проходят дети и как им помогать развиваться быстрее.
Ранний возраст: сенсомоторный интеллект
Интеллект, согласно теории Пиаже, является базовым элементом в развитии психики. Осознание схем, методов взаимодействия в различных ситуациях, причинно-следственных связей помогает детям адаптироваться к изменяющемуся миру в меру возрастных возможностей. Каждый этап развития мышления в раннем возрасте имеет свои ограничения, и на каждой стадии есть свои характерные ошибки мыслительных процессов, которые надо учитывать.
Сенсомоторный интеллект — характеристика типа мышления детей от рождения до 2-х лет. Органы чувств, собственные движения и перемещения в пространстве помогают ребёнку открывать для себя существование и особенности окружающего мира, наблюдать связь между своими поступками, действиями и их последствиями. «Бах!» — падает ложка, если ее столкнуть со стола. И еще раз, и еще много раз, пока не создадутся новые нейронные связи, и мозг не удостоверится, что ложка падает всегда.
Однако особенности внутренних процессов, символического мышления в таком раннем возрасте еще не доступны. Игра в «как будто» для данной стадии невозможна: ложка — это ложка, а не лодка или самолет.
Стадия дооперациональных представлений у детей
Ранний возраст от 2 до 7 лет — период развития дооперациональных представлений, понимания и изменения назначения предметов. Дети учатся использовать предметы символически: теперь ложка может стать орлом, мишка — доктором Айболитом, а сам ребёнок как будто бегемотиком с больным животиком. Это большой прорыв для того, кто вчера еще только познавал, что такое ложка и зачем она нужна.
Название дооперациональной данная стадия получила из-за особенностей мышления, которые не позволяют пока ребёнку совершать некоторые мыслительные операции. Как это выражается?
- Если увеличить промежутки между лежащими в ряд предметами, ребёнок будет считать, что количество вещей увеличилось — они занимают больше места.
- Понять, что в широком и низком стакане может быть столько же воды, сколько в высоком и узком, не получается даже после ряда опытов по переливанию. Визуально определяемый уровень воды «сообщает» мозгу ребёнка, что в узком стакане воды больше.
- Если кусок пластилина разделить на несколько частей, общее количество его таинственным образом уменьшится.
- Если тому же куску пластилина придать новую форму: из шара сделать «червячка», пластилин также каким-то образом частично исчезнет, а веревка или проволока, если их сложить, уменьшат длину.
Законы сохранения количественных показателей предметов, вещества, обратимости операций пока недоступны ребёнку. Однако по мере достижения возраста в 7 лет все они усваиваются, причем первым — закон сохранения количества предметов. Как три конфеты ни раскладывай, больше не становится.
Можно объяснять детям основные принципы, например, показывать, что веревочка останется той же длины, если ее опять расправить. Дошкольник поймет и запомнит данную ситуацию, но вот по поводу «уменьшения» ленточки или проволоки при складывании опять может расстроится: методика обобщения пока не очень-то эффективна.
Эгоцентричность как стадия мышления ребёнка
Ранний возраст — время подтвержденной эгоцентричности. Ребёнок действительно центр Вселенной, и все вокруг происходит только так, как он видит и понимает в силу своего разумения. И это — нормальная стадия развития до 7 лет (плюс-минус год). В соответствии с законом развития стадию эгоцентричного мышления постепенно сменяет стадия децентрации, но до ее вступления в силу требовать от детей способности понять чужую точку зрения практически бессмысленно: у ребёнка нет самого понятия «чужой точки зрения».
Например, если посадить малыша за стол, на котором посередине в ряд будут лежать три кубика разного цвета, а на другом конце стола — сидеть кукла Катя, и попросить нарисовать кубики так, как их видит Катюша, дети 3-4 лет не справятся с этим заданием. Картинка будет в точности соответствовать тому, как сам малыш видит эти кубики. Как их можно видеть иначе?
И в том случае, если предложить ребёнку и кукле поменяться местами и дать то же самое задание, уровень мышления в раннем возрасте не позволит осознать, что теперь у куклы другая «точка зрения». Как видит ребёнок, так видит весь мир. И это не эгоизм или отсутствие сочувствия, желания встать на место другого, а нормальная стадия эгоцентризма, когда в центре — сам ребёнок. Требовать иного — значит, требовать физически невозможного, но вполне можно помогать быстрее развиваться.
Для лучшего понимания детьми ситуаций, процессов, конфликтов необходимо все объяснять так, как если бы это делал сам малыш или что-то происходило именно с ним. Классический пример: «Помнишь, ты расстроился, когда Вася стукнул тебя лопаткой. Теперь ты стукнул лопаткой Мишу, и Миша расстроился. Ему обидно и больно так же, как было тебе».
Накопление опыта различных ситуаций приводит к тому, что дети начинают осознавать: в мире есть другие «центры Вселенной», малыш в нем — не единственный субъект. Это динамический процесс развития, сегодня кроха запоминает, что нельзя бить лопаткой Мишу, завтра — Толика, а со временем количество друзей перерастает в качество, и использование лопатки в отношении любого живого существа означает акт агрессии, нежелательный, потому что от удара самому было больно. А значит, больно и другим. Начинается новый этап децентрации мышления.
Ранний возраст — интереснейший период развития. Можно ежедневно наблюдать за маленькими открытиями, совершаемыми детьми в, казалось бы, очевидных ситуациях. Постепенные изменения в мышлении помогают им все лучше понимать окружающий мир и осознавать свое место в нем. И дело взрослых — помогать, основываясь на знаниях о законах развития психики.