Новорожденный ребёнок попадает в мир, полный непонятных предметов. Специалисты считают, что младенцы начинают познавать мир через органы чувств. Но для полноценного развития детей их необходимо постоянно разрабатывать. И помочь малышам в этом должны родители.
Как происходит сенсорное развитие ребёнка
Сенсорные способности (зрение, обоняние, слух) развиваются постепенно. Малыши с удовольствием наблюдают за движением мобиля над кроваткой, делают хватательные движения, реагируют на яркие игрушки и громкие звуки. От года до трех дети начинают различать игрушки, называть их. У малышей появляются любимые продукты и предметы одежды. С 4-летнего возраста ребёнок уже может понимать, как связаны вещи и события, за что его ругают или хвалят. Чтобы кроха не отставал в развитии, родителям нужно помогать ему усваивать новые знания и объяснять происходящие события.
К сенсорному восприятию относятся зрительные, обонятельные, слуховые, вкусовые и осязательные ощущения.
Рак молочной железы: 11 мифов о болезни
Пройдите тест и проверьте риски выявления рака молочной железыОсновные понятия для раннего возраста
Ранний возраст — это период развития малыша от 1 года до 3 лет. И в каждый промежуток этого времени ребёнок должен получать новые знания и навыки.
Маленькие дети до двух лет должны различать основные цвета, уметь собирать и разбирать пирамидку, уметь проводить карандашом простые линии.
Детки постарше в возрасте 2-3 лет должны распознавать больше цветов, знать простые фигуры – квадрат, круг, треугольник. Также они должны собирать пирамидку побольше, складывать кубики и разрезанную картинку с простым рисунком, рисовать линии в разных направлениях.
К 3-4-летнему возрасту малыши должны научиться различать следующие основные цвета, размеры предметов, звуки музыкальных инструментов (барабан или дудочка), основные звуки и запахи.
Игры для сенсорного развития
Сенсорное развитие детей очень важно начинать как можно раньше, потому что оно влияет на развитие интеллекта ребёнка.
Лучше всего дети учатся новому в процессе игры, причем малыши не могут долго концентрировать внимание, быстро утомляются. Поэтому занятия с крохой должны быть короткими, иначе он потеряет интерес и будет капризничать. Педагоги предлагают использовать два способа занятий с детьми – обследование предметов и их сравнение.
Игры с малышами от 1 до 2 лет
Для занятий с самыми маленькими следует подготовить яркие кубики, шары, пирамидки, желательно однородные по цвету и простые по форме.
Вместе с ребёнком надо раскладывать предметы, называя их цвет и форму, а потом просить малыша выбрать определенный предмет.
Медленно собрать и разобрать пирамидку и предложить малышу сделать то же самое.
Для занятий по осязанию можно дать крохе потрогать кубик, мягкую игрушку, мочалку, камень, а потом с закрытыми глазами угадать эти предметы на ощупь. Разные игрушки можно сложить в непрозрачный пакет или наволочку и вместе с ребёнком на ощупь искать нужный предмет.
Используют и мешочек из яркой ткани. В него кладут несколько мягких и резиновых игрушек, другие предметы. Малыш должен засунуть руку в мешочек и определить не глядя, что там лежит. Потом достаем игрушку из мешочка и смотрим, угадал ребёнок или нет.
Детям первого года жизни полезно массировать стопы для того, чтобы кровь приливала к ним, ребёнок быстрее научится ходить. Для малышей от 10 месяцев используются небольшие коврики с разной шершавой или мягкой меховой поверхностью. Детишки ходят по коврикам, стопы массируются, малыши получают новые ощущения от соприкосновения кожи с разными материалами.
Развивать слух помогут игрушечные музыкальные инструменты: дудочка, барабан, ксилофон. Ребятам очень нравится издавать новые музыкальные звуки. Дети в 1,5 года уже могут дуть в дудочку, это полезно и для активизации органов речевого аппарата. Стучать в барабан обожают все дети без исключения. Достаточно показать один раз, как стучать палочками, малыш будет с удовольствием играть на барабане.
Игры с детьми от 2 до 4 лет
В этом возрасте список предметов для игр расширяется, можно добавить кубики с рисунками и буквами алфавита. Простые буквы можно рисовать карандашом и просить малыша их узнавать и повторять. Складывание простых картинок из нескольких крупных пазлов позволит поучиться внимательности и началам логики.
Обучение можно проводить в любой ситуации. Если ребёнок играет на кухне, когда мама готовит обед, можно показывать ему овощи и фрукты и вместе описывать их цвет и форму. На примере разных кастрюлек можно научиться определять размеры предметов. Также можно развивать и вкусовые рецепторы малыша, давая ему попробовать разные по вкусу продукты.
В ванной во время купания можно проводить занятия с водой. Дети очень любят воду, с удовольствием шевелят пальчиками, ловят пузырьки воздуха, переливают воду из одного ковша в другой, это хорошо развивает мелкую моторику. Игры с водой будут очень интересны маленьким детям. Можно научить их пускать кораблики, ловить плавающие игрушки руками и сачком, наливать воду в ведерко с помощью чашки. Надо обращать внимание детей на то, что одни игрушки плавают, а другие сразу тонут, и объяснять, почему это происходит.
На прогулке лучшим материалом для обучения станет песок. Из мокрого песка можно строить дома, лепить куличики, на мокром песке удобно рисовать линии и фигуры и обыгрывать их. Сухой песок можно пересыпать по кучкам разного размера, просеивать через сито. Игры с песком очень полезны для тревожных, возбудимых детей, они успокаивают их и наполняют радостью.
Прогулки с детьми по парку дают возможность пощупать стволы деревьев, камешки, листья, землю, узнать, что деревья бывают высокие и низкие, лепестки цветов разными по виду и цвету. Ребёнку можно предложить игру в машинки, которая будет заключаться в том, что малыш будет называть цвет проезжающего мимо транспорта.
Если родители проводят много времени с детьми, такое обучение происходит постоянно и ненавязчиво, а эффективность его трудно переоценить. Сенсорное развитие способствует проявлению врожденных талантов ребёнка, в комплексе развивает все виды чувств. У детей, с которыми родители постоянно занимаются сенсорным развитием, легче и быстрее идет интеллектуальное развитие.