Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью отличаются от своих сверстников. Взаимодействие с ними требует от родителей и педагогов особенного подхода. Он проявляется в специальных методах воспитания и обучения, позволяющих концентрировать внимание, структурировать деятельность и расслабляться.
Для полноценного развития психических функций ребёнка с СДВГ необходимы условия, которые позволяли бы ему контролировать импульсивность и тренировать усидчивость. В настоящее время школьные психологи и учителя уделяют много внимания обучающимся, обладающим подвижными и нестабильными процессами психики. Среди них специальное распределение времени, которое отражается в активном и пассивном обучении, упражнения, позволяющие удерживать и развивать внимание, смена игровой деятельности на учебную, четко регламентированный распорядок дня, структурирование сна, отдыха и деятельности. Такие условия, когда они строго соблюдаются родителями, позволяют ребёнку с СДВГ чувствовать себя хорошо, приобретать навыки самообладания и контроля, усваивать учебную информацию и управлять своим поведением.
Кроме образовательного процесса, с детьми должны использоваться игры и упражнения, разработанные с целью расслабления. Они помогают снизить напряжение и тревожность, снять мышечные зажимы в теле, научиться слышать себя и свои потребности, а значит, лучше управлять внутренними процессами, такими как контроль, самообладание, рефлексия. Телесноориентированные игры, которые могут легко организовать родители дома, будут рассмотрены в этой статье.
Психология детей с гиперактивностью
Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) присущ детям дошкольного возраста, проявляется в младшем школьном и иногда может наблюдаться далее, по мере взросления ребёнка. Обычно это бывает, когда для коррекции психики и поведения не принимается никаких мер. Часто гиперактивность звучит как диагноз, однако ее проявления, такие как неусидчивость и чрезмерная подвижность, могут быть следствием нарушения поведения.
Дети, у которых присутствует данное расстройство, могут отличаться беспокойством и иметь неврологические привычки. Иногда у ребёнка нарушается сон и аппетит, могут появиться навязчивые движения или звуки. В последних случаях необходима консультация невролога и психолога, с целью установления причин поведенческих расстройств и проведения коррекционных занятий.
Ребёнок с гиперактивностью физиологически не способен удерживать внимание длительное время, концентрироваться на выполнении задания, сидеть на одном месте и не быть активным. Его чрезмерная подвижность и отсутствие самоконтроля доставляют сложности, как в процессе обучения, так и дома. Меры воздействия и воспитания детей с СДВГ не будут иметь эффективности, как в случае с их сверстниками, у которых данное нарушение отсутствует.
Эти дети обладают особенными психическими процессами, поэтому и подход к ним должен быть особенным и индивидуальным. Упражнения с детьми с СДВГ направлены на развитие навыка контроля собственных усилий, обработки поступающей информации, общения с окружающими людьми.
Для того чтобы ребёнок смог жить и учиться по-другому — более эффективно, ему могут помочь специальные игры. Их можно использовать в комплексе с другими мерами воздействия — воспитательными, контролирующими, медикаментозными.
Дыхательные упражнения
Дети с гиперактивностью сложно останавливаются в своей активной деятельности и иногда выглядят как вечные двигатели, которые не могут и минуты усидеть на одном месте. Дыхательные упражнения — отличный способ прервать активность ребёнка, чтобы завладеть его вниманием, помочь ему отдохнуть, успокоиться, расслабиться, уснуть.
- Упражнение «Шарик».
Предложите ребёнку поиграть в воздушный шарик. Скажите, что сейчас вы оба в него превратитесь. Ребёнок должен будет дышать так глубоко, будто сам себя надувает изнутри. Покажите ему, как это нужно делать. Вы делаете глубокий вдох через рот, вытянув губы в трубочку, а при выдохе, рот закрывается и воздух выходит через нос. Так появляется ощущение внутренней наполненности воздухом. Продолжайте «надувать» себя до тех пор, пока не почувствуете предел — что «шарик» уже достаточно надутый. После этого шар можно сдувать — делайте очень медленный выдох через рот, можно издавать свистящий звук, как будто из шара выходит воздух, обычно это очень веселит детей.
- Упражнение «Насос».
Предложите ребёнку в игровой форме побыть насосом и надуть колесо у машины. Для этого необходимо занять наклонную позу, взяться руками за воображаемый насос и «надувать» колесо. Процесс работы будет происходить через тело. Надувая щеки и работая руками, ребёнок дышит часто, вдувая и выдувая воздух из себя с помощью щек. Это упражнение следует выполнять несколько минут — обычно дети после него чувствуют расслабление.
Игры для развития внимательности ребёнка
Игра «Ухо, нос, рот». Обозначьте правила игры: вы будете говорить одно из трех слов: «ухо», «рот» или «нос» и касаться при этом одной из перечисленных частей тела. Это игра-путаница, на внимательность. Когда вы говорите «нос», то беретесь при этом за «ухо» и так далее. Задача ребёнка — повторить то, что вы называете, а не то, что показываете.
Релаксационные игры с ребёнком
Игра «Камень-валун». Данное упражнение помогает не только расслабиться, но и обрести уверенность в себе, отлично подходит перед сном или важным мероприятием. Предложите ребёнку лечь на живот. Скажите, что он превратился в камень-валун. Дети могут замирать и успокаиваться, когда они слушают сказку, поэтому можно превратить эту игру в загадочную историю, в которой ребёнок — главный герой. Можно рассказать сказку о камне, который жил далеко в горах и был мудрым — таким мудрым, что к нему приходили люди за советом. Они садились возле него, гладили его твердую поверхность и находили ответ на свой вопрос.
Можно придумать другую историю про то, как жил «камень», что ему нравилось делать, о чем он мечтал, как он любил, что на него садятся птицы и приходят животные. Главная направленность такой игры — телесная ориентация, поэтому рассказ должен сопровождаться легким массажем, в процессе ребёнка можно переворачивать на спину, греть «поверхность» камня солнечными лучами, «лить» на него дождь и так далее.
Телесноориентированные упражнения положительно сказываются на психологии детей, после них они обычно чувствуют себя уверенными, спокойными и отдохнувшими.