Комплексный СДВГ: неприятные дополнения к синдрому дефицита внимания

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) влияет на способность ребенка концентрироваться, сидеть на месте и практиковать самоконтроль. Примерно у 1 из 20 детей есть СДВГ, но не только. Эксперты утверждают: это состояние редко протекает в одиночку.

Два из трёх детей с СДВГ имеют одну или несколько других проблем с обучением, поведением или настроением. Врачи называют эту группу состояний комплексом СДВГ, или комплексным синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Сочетания СДВГ с другими нарушениями или особенностями осложняют диагностику и терапию, поэтому важно знать, что же часто входит в комплекс, как эти состояния выявлять и какое лечение может потребоваться ребёнку.

Части комплексного СДВГ: что может входить в нарушение?

Наиболее распространенные проблемы, сопровождающие СДВГ, по данным Института здоровья мозга детей:

  • Вызывающее или враждебное поведение, называемое оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР).
  • Тревожное расстройство.
  • Депрессия.
  • Расстройства аутистического спектра.
  • Проблемы с мышлением, самообслуживанием и социальными навыками, которые характерны для задержки умственного развития.
  • Тики или синдром Туретта.
  • Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ в подростковом и старшем возрасте.

Поскольку комплексный СДВГ сопровождается рядом симптомов, которые иногда пересекаются, его бывает трудно диагностировать и лечить. Лекарства для повышения психической активности, которые применяются при СДВГ, могут не помочь при других состояниях. А проблемы, которые не скорректированы в детстве, могут остаться с ребёнком, когда он вырастет.

Дети со сложным, комплексным СДВГ чувствуют себя лучше, когда их здоровьем занимается команда врачей и специалистов, и они получают правильную комбинацию методов лечения. Задача родителей заключается в выявлении симптомы и обсуждении их с лечащим врачом ребёнка.

Каковы симптомы комплексного СДВГ

Многим детям иногда трудно сосредоточиться или усидеть на месте. Разница между типичным детским поведением и СДВГ заключается в том, что симптомы СДВГ достаточно серьёзны, чтобы влиять на повседневную жизнь ребёнка.

Дети с СДВГ часто:

  • Много говорят.
  • Им трудно усидеть на месте и сосредоточиться.
  • Имеют проблемы в общении с другими детьми и взрослыми.
  • Забывают или теряют вещи.
  • Рискуют или действуют согласно первому побуждению, не задумываюсь о последствиях.
  • Делают ошибки из-за невнимательности.

Каждое состояние, сопровождающее СДВГ, имеет свой собственный набор симптомов. Дети с расстройствами аутистического спектра склонны к стереотипиям, то есть повторяют одно и то же поведение, а также обычно с трудом общаются и взаимодействуют с людьми. Дети с ОВР спорят, отказываются следовать правилам и устраивают истерики. А те, у кого тики, делают повторяющиеся движения или звуки, которые они не могут контролировать.

Многие из этих симптомов совпадают с СДВГ, поэтому их трудно отличить друг от друга. Например, ошибки в школе могут быть признаком СДВГ или расстройства обучения. Вспышки гнева являются симптомом СДВ и ОВР.

Как диагностируется комплексный СДВГ?

У врачей нет единого теста для диагностики комплексного СДВГ. Если у ребёнка есть симптомы, не укладывающиеся в синдром дефицита внимания с гиперактивностью (или без), обратитесь к детскому психологу, неврологу или психиатру для обсуждения признаков других нарушений.

Специалист спросит о симптомах и истории болезни ребёнка. Врачи могут выявить симптомы СДВГ и сопутствующие ему состояния, такие как расстройства поведения и обучения.

Психологи используют несколько различных тестов и оценок психического здоровья для диагностики сложного СДВГ. Они могут запросить информацию у вас, воспитателей и учителей. Люди, которые чаще всех видят ребёнка, лучше всего понимают, как СДВГ влияет на его повседневную жизнь, и способны помочь специалисту в постановке точного диагноза.

Прогнозы при комплексном СДВГ

Лечение многосоставного комплексного СДВГ — это долгий путь. Многие дети, по данным Lancet Psychiatry, так и не перерастают этот сложный синдром. Во взрослом возрасте у них по-прежнему будут проблемы с психическим здоровьем, социальные проблемы и проблемы с обучением, но они могут научиться жить и справляться с этими ситуациями самостоятельно.

Дети со сложным СДВГ нуждаются в тщательном наблюдении на протяжении всей жизни. Наблюдение за их прогрессом и корректировка лечения по мере роста и прохождения различных стадий развития увеличат шансы на успех в школе и за её пределами.

Терапия и коррекция при комплексном СДВГ

Работа с разнообразными потребностями детей со сложным СДВГ требует команды специалистов. В неё могут входить:

  • Педиатр.
  • Детский психолог.
  • Детский психиатр или психотерапевт.
  • Невролог.
  • Логопед и т. д.

Лечение обычно начинается с концентрации внимания специалистов и родителей на состоянии, вызывающем наибольшее количество проблем, будь то СДВГ или что-то другое. В зависимости от количества состояний в комплексе план лечения может включать в себя комбинацию лекарств, психосоциальной поддержки, школьных стратегий и обучения родителей.

  • Препараты. Не каждый ребенок со сложным СДВГ нуждается в лекарствах, но они могут быть частью лечения.
  • Стимулирующие лекарства могут быть полезны для лечения таких симптомов СДВГ, как невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Эти же лекарства также лечат симптомы ОВР (исследование Hopkins Medicine). Антидепрессанты могут быть частью лечения тревоги и депрессии наряду с психотерапией.
  • Такие состояния, как аутизм, тревожность, депрессия и тики, имеют свой собственный набор методов лечения. Они могут включать комбинацию лекарств и стратегий поведения/обучения.
  • Психосоциальная коррекция — это группа процедур, которые помогают детям с комплексным СДВГ лучше справляться с повседневной жизнью. Она включает в себя управление поведением, образование и обучение социальным навыкам. Выбор лечения должен основываться на возрасте, состоянии и стадии развития ребёнка.

Примеры психосоциальной коррекции:

  • Консультирование, чтобы помочь семье и ребёнку понять комплексный СДВГ и его лечение.
  • Индивидуальные занятия с психологом, чтобы научить ребёнка понимать своё настроение и поведение, а также тому, как с ними справляться.
  • Тренинги самодисциплины и самоорганизации ребёнка.
  • Групповые занятия или коррекционные классы, где дети видят особенности других детей и так обучаются понимать и справляться со своими ограничениями.
  • Дети с нарушениями обучаемости и задержкой развития могут претендовать на специальные образовательные программы.

Информирование родителей и их домашняя работа по воспитанию ребёнка со сложным СДВГ – основная часть терапии. Таким детям нужна рутина, повторяемость, расписание и система поощрений за успехи. Как правило, сложнее всего даются школьные задания – и у экспертов есть система, работающая для школьников с СДВГ. Читайте о ней в статье «СДВГ учебе не помеха: 12 лайфхаков для детей и родителей».

Использованы фотоматериалы Unsplash

Читайте далее

Косметика с коллагеном для упругости кожи: как выбрать эффективное средство?

Как работает коллаген: почему вам нужна косметика с этим белком и как создать свою рутину по уходу за кожей?

Шейно-грудной остеохондроз: симптомы болей и методы лечения

Как избавиться от боли в верхних отделах позвоночника? Медикаменты, выписанные врачом, и комплекс лечебной гимнастики помогут при остеохондрозе.

Как в домашних условиях лечить заболевания органов малого таза у женщин: современный подход

Физиотерапия на страже женского здоровья: профессиональный медицинский аппарат для лечения в домашних условиях

Сезонный гид от дерматолога по правильному уходу за очень сухой и чувствительной кожей зимой и весной

Опасность межсезонья: чем грозит смена погоды сухой и нежной коже?
Опубликовано 27.05.2023 23:07
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

ADHD in children and young people: prevalence, care pathways, and service provision / Sayal K, Prasad V, Daley D, et al. // Lancet Psychiatry 2018
Understanding the covariation among childhood externalizing symptoms: genetic and environmental influences on conduct disorder, attention deficit hyperactivity disorder, and oppositional defiant disorder symptoms / Dick DM, Viken RJ, Kaprio J, et al. // J Abnorm Child Psychol. 2005
ADHD with comorbid oppositional defiant disorder or conduct disorder: discrete or nondistinct disruptive behavior disorders? / Connor DF, Doerfler LA. // J Atten Disord 2008

Читайте также

Синдром неуклюжего ребенка: что надо знать о диспраксии
Нарушение координации: почему ребенок часто падает и неаккуратно ест?
Синдром непослушных волос у ребенка: что это?
Как стекловата: почему порой волосы у ребенка невозможно расчесать?
Синдром Туретта и школьное обучение: как помочь ребёнку?
Тики, вокализация и школьная дисциплина: как помочь ученику с синдромом Туретта?
Синдром кошачьих царапин у детей: что это такое?
Что делать, если кошка поцарапала малыша? Симптомы и пути заражения фелинозом у детей.
Если кашель не проходит: что такое синдром постназального затека?
Хронический кашель и избыток слизи в горле: ищем причины и решения.
Синдром кошачьего глаза у ребенка: что это?
Особенности синдрома кошачьего глаза: причины, диагностика и прогнозы выживаемости.