13.12.2018 Обновлено: 17.04.2020 1634

Гиперактивные дети: симптомы, особенности воспитания и лечения

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

В настоящее время в России каждый пятый ребенок страдает гиперактивностью в той или иной степени. Такие дети отличаются чрезвычайной импульсивностью, неусидчивостью, повышенной двигательной активностью. Данный недуг на языке медиков называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Его симптомы чаще встречаются у мальчиков и обнаруживаются в возрасте от 3 лет.

Гиперактивные дети заметно выделяются в коллективе. Они не могут долго играть в одни и те же игрушки, много двигаются, требуют к себе повышенного внимания, не доводят начатое дело до конца, как правило, эмоционально неустойчивы.

Особенности ребенка с диагнозом СДВГ

Точно утверждать, что у ребенка наблюдается гиперактивность, можно только после длительного наблюдения его специалистами. Отдельные признаки СДВГ есть у многих детей. Но для постановки этого диагноза должно совпадать достаточно много симптомов.

Для гиперактивных детей характерны:

  • суетливость в движениях;
  • беспокойный сон;
  • отсутствие усидчивости и терпения;
  • чрезмерная разговорчивость;
  • проявление нетерпения;
  • невнимательность;
  • небрежность в выполнении поставленной задачи;
  • невозможность концентрации внимания на деталях;
  • трудности в коммуникации;
  • рассеянность;
  • отсутствие самодисциплины;
  • желание что-то сломать, разрушить, вступить в конфликт.

Возможным признаком гиперактивности также является желание ребенка непременно брать в руки любые предметы, отсутствие заинтересованности в прослушивании сказок, неумение составлять из слов завершенные предложения.

В школьном периоде особенности ребенка с гиперактивностью проявляются еще больше. Такие дети обычно страдают:

  • повышенной обидчивостью;
  • заниженной самооценкой;
  • раздражительностью;
  • повышенной возбудимостью;
  • неумением работать в коллективе;
  • вспышками агрессивности;
  • трудностями в развитии мелкой моторики;
  • нелогичностью поступков;
  • нежеланием подчиняться установленным правилам.

Лечение детей с СДВГ требует комплексного подхода, а его результат зависит не только от профессионализма врачей, но и от осознания родителями того, что гиперактивность не делает ребенка плохим. Просто к нему нужно относиться более внимательно и с большей заботой.

Гиперактивные дети — кто виноват и что делать?

Гиперактивные дети — кто виноват и что делать?

Отклонения в психологическом развитии ребенка могут проявиться по следующим причинам:

  • неблагоприятная беременность: вредные привычки, стрессы, неправильное питание, прием лекарственных препаратов могут негативно сказаться на внутриутробном развитии плода и отразиться на будущем здоровье ребенка;
  • гипоксия и асфиксия плода, преждевременные роды;
  • нестабильная психологическая атмосфера в семье;
  • неправильное воспитание ребенка;
  • наследственные факторы.

В воспитании гиперактивных детей крайне важно относиться к ним спокойно. Разговоры на повышенных тонах, грубые нравоучения, наказания лишь усугубят проблему. Все члены семьи должны строить свои отношения с таким ребенком в едином ключе: с целью создания вокруг него благоприятной эмоциональной обстановки.

Действия взрослых, воспитывающих гиперактивного ребенка, должны быть направлены на повышение его самооценки, выработку навыков самоорганизации и самодисциплины. Для этого можно использовать самые простые методы планирования.

Например, развешать по детской комнате информационные листы с теми делами, которые сегодня должен сделать ребенок (вымыть посуду, убрать за собой постель, прибрать игрушки, сделать домашнее задание). При этом можно использовать систему поощрений. Будет полезно вовлекать малыша в коллективные игры и общение с другими детьми, предварительно обговорив с ним правила поведения.

Так как дети с диагнозом СДВГ очень активны, с ними нужно как можно чаще заниматься физкультурой и спортом, чтобы полностью удовлетворять их потребность в движении.

Три направления работы с гиперактивными детьми

Реабилитационная практика показывает, что работать с дошкольниками и школьниками, которым был поставлен диагноз СДВГ, нужно в трех направлениях:

  • формирование правильной функции психики;
  • отработка коммуникативных способностей;
  • работа с гневом.

Учитывая индивидуальные особенности ребенка, данные цели должны достигаться с помощью нестандартных решений, а занятия проходить в виде простых игровых заданий. Начинать лучше с выработки усидчивости и внимательности, чего в первую очередь не хватает таким детям.

Большое значение в коррекции поведе