Подростковый период — это такой возраст детей, который знаменует собой окончание детства, но до полного взросления еще далеко. Но можно ли утверждать, что почти достигший совершеннолетия человек становится самостоятельным не только де-юро, но и де-факто? Какие навыки и умения он должен приобрести к этому возрасту, чтобы окружающие поняли, что он действительно вырос?
Разговаривать с незнакомыми людьми
Родители с детства учат детей не разговаривать с незнакомыми людьми, избегать контактов, ничего не брать и не просить. В результате это приводит к тому, что повзрослевший тинейджер просто не знает, как обратиться к сотруднику банка, почты или другого учреждения, как вести себя со слесарем, если произошла утечка в доме, или водителем такси. Он может совершенно того не желая обидеть человека неосторожным словом, проявить неуважение к старшим или просто стушеваться. По мнению писательницы Джули Литкотт-Хеймс, 10 лет проработавшей деканом Стэнфордского университета, гораздо полезнее было бы учить детей различать плохих незнакомцев и хороших, определять, как настроен человек по отношению к ним.
Ребёнок должен знать, к кому можно подойти и попросить помощи в случае форс-мажорной ситуации — полицейскому, сотруднику службы охраны, учителю, пожарному и т.п. Матери и отцу следует рассказать о шаблонных фразах, которые характерны для незнакомых людей, действующих со злым умыслом. Все это поможет ребёнку сориентироваться в новой для него ситуации и найти выход из затруднительного положения.
Дети должны ориентироваться на местности
Мать и отец действуют из лучших побуждений, когда стараются подвозить детей везде, где только можно — к месту встречи с другом, дверям образовательного учреждения, кружка, секции и т.п. Конечно, проще взять ребёнка там, где ты его оставил, не переживая за него, хотя даже первоклассник может спокойно добраться туда, куда ему нужно на автобусе, велосипеде или пешком. Если ребёнок видит мир только из окна автомобиля, он может испытать затруднения с поиском местоположения своего университета, района, где проходит летняя практика или военные сборы.
В дальнейшем такой человек будет плутать, прокладывая себе маршрут на машине, полагаясь на навигатор, который не всегда приводит туда, куда нужно, и, как следствие, опаздывать. А непунктуальность может серьезно пошатнуть его репутацию. Если в подростковом возрасте дети легко ориентируются на местности, то можно сказать, что они выросли.
Правильно распределять свое время, не надеясь на мать и отца
Если вместо будильника у ребёнка мать, которая разбудит, соберет в школу, а после напомнит о необходимости выполнения домашнего задания, то в будущем у него могут возникнуть проблемы с распределением нагрузки и своего времени. Если тинейджер не умеет расставлять приоритеты и действовать самостоятельно, без подсказок со стороны родителей, то он и в 18 лет остается ребёнком. Что можно посоветовать родителям? Составить расписание дел на день, неделю, месяц и повесить над рабочим столом отпрыска. Обращая на него внимание, малыш будет учиться следовать своему внутреннему ощущению времени и понимать, сколько еще осталось до того или иного занятия.
Необходимо спокойно и без истерик объяснять ребёнку, какое место в его графике занимают игры, что нужно успеть сделать, чтобы осталось время на прогулку и т.п. Дети должны понимать, что при увеличении продолжительного одного дела сдвигается весь график и тогда придется чем-то пожертвовать ради самых важных занятий.
Участвовать в домашних делах
Шеф-повар Сергей Малаховский, участвовавший в известной передаче на первом канале, признался ведущему Леониду Якубовичу, что готовить он научился не по своей воле. Просто его мать часто уезжала в командировки и ему ничего не оставалось делать, как осваивать кулинарию чтобы не умереть с голоду. Этот пример наглядно показывает, какую пользу приносит приобщение детей к домашней работе. Если ребёнок не будет уметь мыть посуду, обращаться с пылесосом и шваброй, то и в подростковом возрасте такие дети остаются беспомощными, не способными обслужить самих себя, позаботиться о себе и удовлетворить свои потребности. Родители, которые жалеют своих отпрысков, продолжая их опекать в старшем возрасте, просто не понимают, что когда им самим понадобится помощь, позаботиться о них будет некому.
Строить отношения со сверстниками
Конечно, родители должны принимать участие в жизни своих детей, интересоваться их мечтами, подбадривать, утешать, быть для них личным примером и наставником. Но уже упомянутая Джули Литкотт-Хеймс предостерегает взрослых от крайности, когда они вмешиваются в игры, распределяя роли, разбирают конфликты, восстанавливают справедливость, указывают, с кем надо, а с кем не надо дружить. Тем самым они оказывают своему ребёнку медвежью услугу, лишая его возможности самостоятельно разрешать спорные ситуации, заглаживать вину, гасить конфликты и делать все для их предотвращения.
С каким багажом такие дети достигают возраста 13 лет и старше? Они не умеют налаживать социальные связи, в результате многие из них становятся изгоями и одиночками. Они не могут постоять за себя, отстоять свои интересы и в то же время демонстрируют явное равнодушие к чужим потребностям и желаниям.
Что еще должны уметь дети в подростковом возрасте?
Адекватно реагировать на свои успехи и поражения, быть готовыми к жесткой конкуренции и тому, что люди не обязаны идти навстречу их пожеланиям и просьбам. Конечно, естественное желание любого любящего родителя — подставить плечо в трудную минуту, пожалеть и приголубить, заступиться перед «нехорошими» взрослыми, но всегда ли это полезно для самого ребёнка? Дети, которые привыкли всегда получать то, что они хотят — пятерку по русскому языку в школе, зачем по экзамену в институте, дорогую игрушку могут испытать настоящий шок, когда поймут, что мир не крутится вокруг них и в жизни не всегда все выходит так, как хочется.
Если мать или отец внушает отпрыску, что он самый лучший, это приводит к неадекватному повышению самооценки, самолюбованию и презрению, а в лучшем случае игнорированию других. Вряд ли такой человек будет счастлив в жизни. Подростковый возраст детей — это и повод научиться распоряжаться деньгами. Если ребёнок живет за счет родителей, он никогда не научиться ценить вещи и благодарить за усилия и помощь. Только начав зарабатывать самостоятельно, он поймет истинную ценность денег, научится нести ответственность за свой труд и стремиться к цели.