Внимание ребёнка необходимо развивать с самого раннего возраста. К сожалению, многие родители задумываются об этом слишком поздно, когда приходит школьная пора. Если малышу не прививать эти важные навыки заблаговременно, научиться концентрироваться в школе ему будет сложно, что в свою очередь не лучшим образом скажется на его успеваемости в первые годы обучения. Не стоит медлить! Начинайте выполнять серию специальных игровых упражнений заранее и обеспечьте своему крохе счастливое будущее, полное увлекательных событий и новой, полезной информации, а не горьких вечеров перед непонятыми книгами.
Организация домашних занятий для детей: что важно учитывать родителям?
Выберите подходящее время для первого урока. Ребёнок не должен быть занят игрушками или какими-то другими своими делами. Подождите, пока он освободится, и доступно, пошагово объясните, что от него требуется.
При организации обучающего процесса необходимо учитывать следующее:
- Занятия должны проводиться регулярно, несколько раз в неделю.
- Во время тренировок обстановка в доме должна быть комфортной, чтобы ребёнок получал от выполнения упражнений только удовольствие.
- Важно параллельно развивать память и речь малыша, а потому следует чаще устраивать совместное чтение книг. Помните, что все психические функции плотно связаны между собой.
- Необходимо начинать с малого, постепенно увеличивая нагрузку.
- Нельзя критиковать или ругать кроху, если у него что-то не получается. Не забывайте, что занятия проводятся в игровой форме! Больше улыбайтесь и всегда будьте доброжелательны.
Следите за тем, чтобы ребёнок не проводил много времени перед телевизором или монитором компьютера. Веб-серфинг, видеоигры и даже просмотр познавательных мультфильмов способствуют расфокусировке внимания.
Игры на развитие внимания: «Запрещенная буква»
В начале игры выбирается ведущий, который озвучивает одну «запрещенную» букву (по своему усмотрению). Малышу или нескольким детям (если присутствуют другие участники) поочередно задается какой-нибудь простой вопрос, например:
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Какая игрушка у тебя любимая?
- Какой торт ты любишь больше всего?
Ребёнок должен отвечать сразу же, практически без раздумий, но при этом избегать произношения «запрещенной» буквы. К примеру, перед началом игры ведущий выбрал букву «О» и задал вопрос «Как тебя зовут?» девочке по имени Оля. Выходит, что в рамках игры ответить на вопрос прямо малышке нельзя. Ей придется юлить или отшучиваться: «Не знаю», «Мама называет меня феей!» и т. п. Далее ведущий переходит на другого игрока или задает ребёнку следующий вопрос, если участник только один.
Если участвует несколько детей, можно добавить в игру такое условие: тот, кто ошибся при ответе и произнес «запрещенную» букву, становится новым ведущим и продолжает опрос.
Важно соблюдать быстрый ритм игры. Это хорошо тренирует внимательность и концентрацию.
Малыш и его внимание: игра «Наблюдатель»
В нее может играть даже трехлетний малыш. Она проста и понятна. Попросите ребёнка найти в комнате ряд предметов, которые обладают одинаковыми качествами. У них может быть общий цвет (желтый синий, зеленый и т. д.), размер или материал, из которого они сделаны (металл, пластмасса, дерево). Играть можно и в доме, и на прогулке, и в любом незнакомом помещении.
Полезное развлечение для ребёнка и его друзей: «Спрятанные слова»
Интереснее всего играть в «Спрятанные слова» с группами из 3-5 детей. Выберите первого участника. Пусть он выйдет из комнаты или закроет уши. Загадайте оставшимся малышам известную фразу или пословицу, к примеру: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Каждый берет себе по одному ключевому слову: «труд», «ловля», «рыбка», «пруд». Участник возвращается в комнату, а другие игроки объясняют, что они загадали известную пословицу, и ее нужно собрать по частям, отвечая на вопросы и угадывая основные слова. Первый загадавший слово ребёнок придумывает и задает отгадывающему участнику наводящий вопрос и добивается от него ответа, в котором присутствует ключ к разгадке. Далее вопрос задает второй игрок, потом третий и т. д.
Упрощенный пример:
- Первый вопрошающий: «Что делает бабушка в огороде?». Ответ: «Занимается грядками, трудится».
- Второй вопрошающий: «Если бы у тебя был сачок, то для чего бы ты его использовал летом?». Ответ: «Для ловли бабочек».
- Третий вопрошающий: «Как называется сказка, в которой старик приходил к синему морю для исполнения желаний?». Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Четвертый вопрошающий: «Как называется небольшой водоем с красивыми кувшинками и камнями в парке, куда мы недавно ходили?». Ответ: «Пруд».
Запоминая свои ответы и внимательно анализируя их, ребёнок должен понять, какая поговорка имеется в виду. Вопросы могут быть любые и придумываются на ходу. Дети обожают эту игру, несмотря на мнимую сложность. Выдумывать, хитрить и угадывать — всегда интересно!
«Корректурная проба»
Это упражнение имеет смысл проводить с ребёнком 6-8 лет. Заранее заготавливается большой лист с напечатанными буквами. Это может быть любой текст с крупным шрифтом. Строчка за строчкой малыш должен продвигаться привычным для чтения способом, но не читать, а искать загаданную родителем букву.
К примеру, выбирается буква «И». Кроха, постепенно продвигаясь по странице, находит и вычеркивает эту букву во всех словах текста. Задание выполняется на время. За 5 минут ребёнок 7 лет должен успевать обрабатывать около 350 знаков, допуская при этом не более 10 ошибок.
«Запрещенное движение»
Дети заранее договариваются, какое движение будет в игре под запретом. Ведущий начинает танцевать, а участники повторяют за ним. Тот, кто забывает о правиле и первым повторяет за ведущим запрещенное движение, проигрывает и занимает место ведущего.
Игры на внимание: «Что изменилось?»
На стол выкладывается определенное количество небольших предметов (около 10 штук). Это могут быть карандаши, засушенные цветы, наклейки, маленькие игрушки. Ребёнку необходимо запомнить их порядок. На запоминание дается 30 секунд. Затем малыш отворачивается и 4 вещи перекладываются вторым участником на другие места. После этого ребёнок поворачивается, рассматривает предметы (на это также дается не более 30 секунд) и рассказывает, что изменилось.
Если в игре участвуют несколько детей, не забывайте вести отдельный счет: за каждый правильный ответ ребёнку начисляется 1 балл, а за каждый промах 1 балл снимается. В конце игры определяется победитель — самый внимательный малыш.
Развлечение для малыша «Хлопок-прыжок»
Ведущий вслух перечисляет слова: ложка, стул, мел, обойма, кот, гвоздь, дерево и т. д. Малыш должен хлопнуть в ладоши в тот момент, когда обнаружит упоминание названия животного или птицы. Затем в игру «вплетается» название какого-либо растения, услышав которое, кроха должен подпрыгнуть на месте. Постепенно игра усложняется: слова озвучиваются все быстрее, а хлопки и прыжки встречаются то чаще, то реже.
К этой забаве взрослым лучше подготовиться заранее, чтобы чаду было всегда интересно. Такое развлечение отлично развивает координацию, скорость реакции и переключения внимания, а также расширяет кругозор.
«Найди 10 отличий»
Ребёнку предлагается две идентичные на первый взгляд картинки, которые имеют 10 (можно больше или меньше) отличий. Сначала выбирайте простые иллюстрации с животными, а затем переходите на более сложные картины с пейзажами и несколькими персонажами. Красочные изображения развлекают и притягивают, а обнаружение отличий здорово тренирует внимание и концентрацию.