Существует мнение, что при рождении каждый ребёнок обладает музыкальным слухом, который потом «затмевают» другие способы выживания его в окружающей среде. Суждение спорное, тем не менее оно существует. Остановимся на другом. Просто музыкального слуха не существует: есть его разновидности и классификации, для каждой из которых имеются свои характеристики.
Развитие ребёнка
Мы уже говорили об абсолютном слухе как своего рода феномене, который, тем не менее, требует развития ребёнка на музыкальном поприще. Другая разновидность музыкального слуха получила общее название относительного. Иными словами дети не слышат высоту звуков досконально, но могут их выстроить относительно заданной высоты. Как говорят музыканты «им все равно в какой тональности» воспроизводить заданную мелодию.
Тем не менее, победили «абсолютники», которые все-таки выработали эталон исходной высоты звука или «точку отсчета». Удобство безусловное и для обладателей абсолютного слуха, и для обладателей относительного. Это нота «ля» первой октавы, которая соответствует 440 Гц. По этому поводу была созвана в 1939 году международная конференция в Лондоне, которая и утвердила стандарт частоты. Не исключено, что в других, в отличие от западноевропейского строя, существуют другие эталоны и другие построения звукорядов, которые делятся не на 12, а на большее количество тонов.
Здесь уместно сказать о том, что музыка как явление связана с несколькими смежными областями — мышлением, памятью, психологией, воображением и даже математикой. Может быть поэтому этот вид искусства обеспечивает разностороннее и гармоничное развитие ребёнка.
А теперь собственно об относительном слухе. Он так же как и абсолютный формируется в дошкольном возрасте. Его отличие состоит в относительной высоте звучания по отношению к «главному» тону. Здесь есть свой феномен — этот слух связан не с памятью, а с мышлением, и наиболее близок к логике и математике. Обладатели относительного слуха не столько точно воспроизводят услышанное, сколько его вычисляют. При этом относительный и абсолютный слух могут прекрасно дополнять друг друга — в этом и заключается творческое развитие детей, которое преследует сразу несколько целей.
Творческое развитие детей
Видов музыкального слуха достаточно много, и у каждого свой путь развития. Часто это зависит от выбранной специальности. Скажем, ребёнок решил стать вокалистом. В этом случае абсолютный слух не помешает, по крайней мере он не позволит фальшивить, но в приоритете будет мелодический слух, который позволит слышать и воспроизводить мелодию. Естественно, творческое развитие детей при наличие сразу двух видов слуха будет идти быстрее и успешнее.
Великие вокалисты тем и отличались, что обладали сразу несколькими видами слуха. То же самое можно сказать и о скрипачах, нередко именно они задают тон всему оркестру. Существует еще такая разновидность слуха как гармонический. Он необходим для подбора аккордов или сопровождения мелодии. Но здесь необходимо еще одно условие — знание теории музыки. Дело в том, что за века в построении музыки были выработаны свои каноны, которые долгое время были неукоснительными, и лишь в 20 веке с появлением новых стилей и веяний стали нарушаться. Тем не менее, благозвучие было и остается главным музыкальным постулатом.
Кстати, в ходе творческого развития детей может развиться так называемое предслышание. Это способность музыканта заранее представить ход музыкальной фразы или ритмического рисунка. Этот прием можно использовать и в вокале, и при игре на различных инструментах. Способность «подтягивать» мелодию за другими — еще один способ музыкального развития ребёнка. Он хорош при пении в хоре, либо в ансамбле. Но в известные хоры и ансамбли все же отбирают кандидатов с хорошим слухом, который служит своего рода гарантией успешного творческого развития детей.
Можно обладать еще и внутренним слухом. Эта способность получила название «читать ноты глазами». Опять же без специального творческого развития детей здесь не обойтись. Внутренний слух — то самое качество, которое отличает его от слуха физического. С помощью внутреннего слуха можно «считать» не только мелодию, но и целую партитуру. Этим даром обладали практически все дирижеры. Но, к слову сказать, композитору, который в музыкальной иерархии занимает лидирующую позицию, желательно обладать всеми видами слуха.
Нередко композиторы сами дирижируют своими произведениями, и без знания оркестра и его особенностей здесь не обойтись. При этом не все композиторы перекладывали свою музыку для оркестровых голосов. Петр Ильич Чайковский, например, сочинял за роялем и нанимал в качестве оркестровщика специально обученного человека. То же самое можно сказать и про аранжировщиков. Мелодический, гармонический и внутренний слух вместе со знаниями теории музыки им просто необходимы. Иначе все недочеты будут «налицо».
Существуют также подвиды музыкального слуха — полифонический, оркестровый, ритмический. Но у них более узкая направленность, и они развиваются у детей уже на основе абсолютного или относительного слуха.
Средства развития ребёнка
Дети на самом деле кладезь талантов. Просто каждый из них обладает каким-то одним, наиболее ярко выраженным. Важно его обнаружить, чтобы впоследствии развить.
Обнаружить наличие музыкального слуха несложно. Надо предложить ребёнку повторить звук, который можно издать голосом или сыграть на инструменте. Важно, чтобы он совпал по высоте. Неплохо заодно проверить и чувство ритма. Можно простучать определенную ритмическую последовательность карандашом по твердой поверхности и попросить повторить ее. Точность воссоздания и даст ответ на наличие у ребёнка способностей.
Гораздо важнее использовать музыкальные средства развития ребёнка. В основе всех из них лежит принцип повтора. Проще говоря «что слышим — то поем». Например, научить чисто петь можно при помощи подражания голосу или звуку инструмента до степени слияния с ним в единое целое. Развить внутренний слух начинающим музыкантам можно при помощи предварительного проигрывания мелодии, а потом уже попробовать «прочесть ее глазами» при помощи внутреннего слуха.
Относительно развитый слух развить почти до абсолютного тоже возможно путем тренировки на определенное строение лада и интервалов. Дети с относительным слухом лучше ориентируются в музыке, «абсолютники» воспринимают ее как данность, обладатели относительного слуха вынуждены применять все музыкальные средства развития ребёнка.
Для обладателей абсолютного слуха существует свой набор музыкальных средств развития ребёнка. Как правило им не хватает запаса памяти. Они опираются как раз на память, а не на мышление. Конечно, известен случай, когда Вольфганг Моцарт, бывая на богослужении, запоминал целые мессы. Но это случай незаурядный, скорее уникальный. Нередко «абсолютникам» также требуется развитие гармонического слуха, так как он основан на логике, а не на природных данных. Здесь может помочь пение в хоре или подбор аккомпанемента к мелодии.
Можно довести до совершенства и мелодический слух. Например, научиться записывать услышанную мелодию нотами.
Самым сложным набором знаний и умением обладают композиторы и дирижеры. Трудно даже перечислить список всех дисциплин, которые им приходится осваивать: настолько он объёмен. Наверное именно поэтому это самая малочисленная каста музыкантов, у которых преобладает природный музыкальный дар, и которые к тому же хорошо обучаемы.
Как видим любой вид музыкального слуха поддается коррекции, и для каждого существуют свои средства развития ребёнка.