02.06.2016 Обновлено: 17.04.2020 3335

Развитие ребенка: абсолютный слух

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Ваше мнение

Оставить отзыв

Развитие музыкального слуха является непременной составляющей полноценного воспитания ребенка. Является ли абсолютный слух приобретенной способностью или это — дар, свойство, которого нельзя достичь путем упорных тренировок?

Дети. Понятие абсолютного слуха

Дети. Понятие абсолютного слуха

О природе возникновения абсолютного слуха существует несколько разных мнений, о них поговорим позже. Начнем с определения понятия абсолютного слуха. Итак, абсолютный слух — это способность угадывать высоту звука без соотнесения его с остальными. Конечно же, способность эта основана на практике, которую ребенок получает от сыгранной на инструменте мелодии, либо от звучания голоса, оркестра. Он невольно знакомится с понятием музыкального ряда, и благодаря своим способностям, начинает ориентироваться в высоте услышанных звуков.

Дальнейшее музыкальное развитие ребенка, обладающего абсолютным слухом, вроде бы предопределено. Но не все так однозначно. Оказывается, дети с абсолютным слухом бывают разными по своим задаткам. Одни способны точно определять высоту звука и называть ее, но не могут этот звук воспроизвести. Такой вид абсолютного слуха получил название пассивного. Те же дети, которые могут и определить, и воспроизвести звук, обладают активным абсолютным слухом.

Существует мнение, что все дети обладают музыкальным слухом, важно его развить, и для этого самый подходящий возраст — дошкольный. Иные утверждают, что слух либо есть, либо его нет. Есть сторонники и такой версии, что абсолютный слух тоже можно приобрести путем развития ребенка. Вот только с цифрами здесь получается неувязка — процент так называемых «абсолютников» от общего числа детей с музыкальным слухом составляет всего 6-7%. Значит, не все поддаются развитию.

Развитие ребенка. Особенности абсолютного слуха

Развитие ребенка. Особенности абсолютного слуха

Мы выяснили, что феномен абсолютного слуха явление редкое. Дети с такой способностью могут определять звуки, чисто петь, подбирать мелодию по слуху, воспроизводить аккорды и настраивать инструменты. Загвоздка в другом — откуда все-таки берется абсолютный слух. Мы привыкли все необъяснимое приписывать божьему промыслу. Простой, но малоубедительный ответ.

Лучше пойти от обратного. Откуда взялись звукоряд, лады, гамма, на основе которых и строится музыка? Самым реальным объяснением является то, что музыка в целом и те законы, по которым она строится (разбивка на гаммы, музыкальные строи, лады) — продукт эволюции культуры человечества. В этой связи абсолютный слух — это ни что иное как способность интерпретировать эту часть музыкальной культуры. Получается, что в какой-то мере абсолютный слух можно уподобить врожденной грамотности.

Возможно, это явление наследственное, возможно — природное, не исключено и эволюционное развитие ребенка в музыкальном направлении. Опять же однозначного ответа нет. Получается, что музыка, как и письменность — это часть культуры, которую