Упражнения и подвижные игры для детей с нарушением речи

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Нарушения речи у детей часто сопровождаются задержками психомоторного развития. Двигательная и речевая сферы тесно взаимосвязаны. Причем расстройства психомоторных функций не просто сопутствуют нарушениям речи. Двигательная активность может стать действенным инструментом для коррекции состояния речевой сферы. Иными словами, психика влияет на моторику, а моторика на психику. И эту обоюдную взаимосвязь можно использовать в корректирующем обучении. Недостаточность физической активности существенно тормозит речевое развитие ребёнка.

Как делать упражнения Кегеля, чтобы улучшить здоровье и интимную жизнь

Оказывается, свои упражнения Кегеля есть для женщин и мужчин. Кому они нужны и зачем их делать?

Значение физической активности для детей с нарушениями речи

Значение физической активности для детей с нарушениями речи

Характер и выраженность двигательных расстройств зависят от типа речевого дефекта. Среди наиболее распространенных нарушений психомоторной сферы можно выделить следующие:

  • несовершенство техники движений;
  • недоразвитие мелкой моторики рук;
  • нарушение координации, несогласованность движений;
  • характерная походка: тяжелая, с неравномерной длиной шага, с наклоном головы и полусогнутыми ногами;
  • быстрая утомляемость, физическая слабость;
  • медлительность и неуклюжесть.

К детям, у которых наблюдаются двигательные нарушения, нельзя предъявлять такие же требования, как к их здоровым сверстникам. Стандартные программы физического воспитания для них слишком сложны. Многие дети с нарушениями речевой и двигательной сферы имеют противопоказания к определенным физическим нагрузкам из-за слабого здоровья. Но двигательная активность для таких детей имеет большое значение. Во-первых, движение является обязательным условием нормального психофизического развития любого ребёнка. Во-вторых, систематические физические нагрузки — это главный инструмент по преодолению задержек психомоторного развития. И в-третьих, усиление двигательной функции стимулирует речевую. Это верно и для здоровых детей: овладение речью у малышей протекает лучше, если сопровождается выполнением упражнений по развитию мелкой моторики.

Чем младше ребёнок, тем эффективнее и быстрее осуществляется коррекция психомоторных нарушений. В младшем и старшем дошкольном возрасте двигательные качества развиваются очень интенсивно. Грамотно стимулируя моторное и речевое развитие ребёнка, можно добиться хорошего прогресса — малыш наработает нужные навыки, укрепит здоровье и догонит сверстников в психофизическом развитии. Основные средства физического воспитания дошкольников с нарушениями речи — это подвижные игры, сопровождающиеся проговариванием ритмических рифмованных текстов (стишки, потешки),физические упражнения на развитие мелкой моторики кисти, дыхательные упражнения, гимнастика для формирования правильной осанки, упражнения для развития координации, ловкости, равновесия.

Речевое развитие ребёнка: подвижные игры на свежем воздухе

Речевое развитие ребёнка: подвижные игры на свежем воздухе

Подвижные игры и игровые физические упражнения на свежем воздухе являются незаменимым методом физического воспитания дошкольников. Дети с нарушениями речи плохо переносят длительное пребывание в коллективе. Они быстро утомляются и склонны проводить много времени в сидячем положении. Подвижные игры со сверстниками, организованные под открытым небом, оказывают сразу несколько позитивных эффектов: закаливают, стимулируют двигательную активность, улучшают психомоторные навыки, развивают зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию, формируют коммуникативные умения, снимают напряжение, обеспечивают психологическую разрядку.

Подвижные игры для детей с нарушениями речи и моторики имеют свою специфику. Здесь очень важно сочетать комплексы движений с проговариванием слов. Это необходимо для отработки артикуляции и пополнения словарного запаса. Во время игры дошкольники чувствуют себя свободнее, легче идут на контакт, с большей готовностью выполняют речевые задания педагога. В качестве словесного сопровождения физических упражнений можно использовать разнообразные рифмованные тексты. Большое значение имеет игровой компонент. Детям дошкольного возраста очень нравятся сюжетно-ролевые игры. Их можно строить по мотивам известных сказок или же придумывать собственные истории. В бессюжетных игровых упражнениях рекомендуется активно использовать разнообразный инвентарь: мячики, обручи, скакалки. Спектр отрабатываемых движений должен включать бег, прыжки, броски и ловлю предметов, махи руками и ногами, перешагивания и перепрыгивания, ходьбу с разной шириной шага (средние, крупные, семенящие шажки) и т. п.

Комплексы игр и физических упражнений

Комплексы игр и физических упражнений

Для занятий в группе можно подготовить несколько комплексов упражнений, меняющихся от недели к неделе. Желательно, чтобы упражнения и игры одного комплекса были тематически связаны. Темы могут быть, например, такими: «Пришла осень», «Зоопарк», «Птицы» и т. п. Одно занятие должно включать подборку общеукрепляющих упражнений, подвижную сюжетно-ролевую игру, подвижную игру с речевым сопровождением и упражнение (игру) малой подвижности.

В начале прогулки нужно обязательно размяться: походить или побегать 1-2 минуты, выполнить дыхательное упражнение. После разминки ребята становятся в кружок возле воспитателя. Можно использовать и другие формы построения — в ряд, шахматным или произвольным порядком — главное, чтобы ребята не мешали друг другу. Педагог зачитывает тематический стишок, мобилизуя таким образом внимание детей. Для каждого занятия подбираются стихотворные тексты на заданную тему. Заранее подготавливается и спортивно-игровой инвентарь.

Завершается комплекс дыхательными упражнениями. При задержках речевого развития ребёнок не умеет дышать правильно. У него наблюдается рассогласованность дыхательных процессов и мышечных движений. Он часто задерживает дыхание при выполнении даже самых простых физических упражнений. Но правильное дыхание — это основа речевой функции. Именно поэтому очень важно применять специальные техники для укрепления дыхательной мускулатуры, развития диафрагмального, носового и ротового дыхания.

Для отработки глубокого непрерывистого выдоха можно использовать упражнения-имитации: «задуть свечку», «остудить горячую воду», «сдуть одуванчик». В них необходимо производить один длительный полный выдох. Можно сопровождать его протяжным произнесением гласных звуков. Для тренировки полного вдоха применяется упражнение «вдохнуть аромат цветка». Сочетая дыхательные упражнения с физическими, нужно не забывать: выдох выполняется при опускании в присед, сгибании корпуса и соединении рук, а вдох — при разгибании туловища и разведении рук в стороны.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Уменьшение заложенности носа и отека при синусите

При синусите одними из эффективных мероприятий становятся промывания полости носа: они снимают отек и заложенность.

Как делать упражнения Кегеля, чтобы улучшить здоровье и интимную жизнь

Оказывается, свои упражнения Кегеля есть для женщин и мужчин. Кому они нужны и зачем их делать?

Красота и молодость: пептиды в косметике

Действительно ли косметика, содержащая пептиды, продлевает молодость? В этом разбирался MedAboutMe.

Что подарить для красоты и здоровья: обзор подарков для любого повода

Хотите, чтобы подарок был и красивым, и полезным? Наш обзор подарков для красоты и здоровья для любого повода.

СОЭ повышенный: что это значит?

Стоит ли переживать, если в анализах крови повышенный показатель СОЭ? О чём это может говорить? И что такое СОЭ?

Методы терапии в онкологии: как лечат рак?

Методы лечения рака: химиотерапия, лучевое облучение, хирургическая операция. Как лечат в онкологии: сравниваем методы и результаты.

Новое в лечении анемии, рака и генетических болезней

Технологии, исправляющие гены, постепенно пробиваются в клинику, но до масштабного применения их еще далеко.

О чем расскажет СОЭ у детей?

Определение СОЭ является одним из основных методов лабораторной диагностики при многих заболеваниях у детей. Что такое СОЭ и для чего измеряют этот показатель?

Признаки и методы диагностики рака крови у женщин

Какие симптомы позволяют заподозрить лейкоз?

Полезно ли донорство крови?

Быть донором: полезно или опасно? Чем рискуют люди, согласившиеся поделиться кровью с обществом?

Рак крови у детей: факторы риска

Можно ли предотвратить рак крови у ребенка, какие существуют факторы риска для развития лейкозов — читайте в статье MedAboutMe

Иммунотерапия рака: новые лекарства при лейкозе

Исследователи разрабатывают новые лекарства, которые формируют агрессию иммунных клеток против раковых опухолей.

Ранние признаки тромбоза: как успеть себя спасти?

Как вовремя распознать тромбоз и надо ли бояться вакцинации аденовирусными вакцинами от COVID-19?

Лейкопения: чем опасен низкий уровень лейкоцитов

Лейкопения, уменьшение количества лейкоцитов в крови, может говорить о развитии тяжелой болезни. Чем опасно состояние и как восстановить здоровье?

Кровь натощак: как еда влияет на биохимию тела

Многие анализы крови сдаются натощак. Что это значит, а главное, на какие показатели может повлиять пища?

Гемоглобин. Его значение и роль в организме человека

Каждый из нас хоть раз в жизни встречался с «клиническим анализом крови» или так называемым «общим анализом крови». Если вы обратили внимание, на первом месте в выданном бланке, как правило, будет находиться цифра, указывающая содержание гемоглобина в крови.

Хронический лейкоз: возможно ли излечение?

Хронический лейкоз – это грозное заболевание, которое уносит миллионы жизней. Есть ли шансы на излечение?

Хронический миелолейкоз: 200 лет борьбы со случайной мутацией

Хронический миелоидный лейкоз — случайность, которую не дано предугадать. Но медицина уже нашла способ продлить жизнь пациентам с полугода до десятков лет.

Редкие заболевания: полицитемия

Полицитемия: редкое заболевание, о котором мало кто знает. В статье MedАboutMe — интересные факты об этом заболевании.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Уход за кожей зимой: защита, питание и увлажнение

Как нужно ухаживать за кожей зимой, чтобы избежать сухости и шелушений? Средства для питания нежной кожи губ. Рецепты натуральных питательных смесей.

Как быстро восстановить обветренную кожу лица?

Обветренная кожа шелушится, покрывается красными пятнами. Если соблюдать правила профилактики, неприятных последствий можно избежать.
Опубликовано 10.10.2016 12:09, обновлено 17.04.2020 19:04
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Терапия расстройства развития речи у детей дошкольного возраста / Шалимов В.Ф., Суворинова Н.Ю., Нестеровский Ю.Е. // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова 2017 Т. 117 №11-2

Читайте также

Проблемы развития ребенка: нарушения у детей в возрасте 4-6 лет

Увы, иногда родители могут не придать значение тревожным признакам, свидетельствующим о наличие психических проблем у ребенка. Как понять, когда следует обратиться к врачу? О симптомах, которые должны насторожить родителей, и нарушениях в развитие детей 4-6 лет вы узнаете из статьи детского психиатра, к.м.н., врача высшей категории психотерапевтического центра «Гранат» Татьяны Куприяновой.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
От чего зависят особенности развития? В чем проявляются? Как помочь ребенку научиться говорить?
Нарушение речевого развития у детей
Как проявляется нарушение речевого развития у детей? Почему речевые навыки формируются с опозданием? Давайте вместе разберемся в этих вопросах.
Особенности развития детей с нарушением зрения
Полноценное развитие ребенка с нарушением зрения требует особого психологического подхода к воспитанию и формированию его личности