Упражнения и подвижные игры для детей с нарушением речи

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Нарушения речи у детей часто сопровождаются задержками психомоторного развития. Двигательная и речевая сферы тесно взаимосвязаны. Причем расстройства психомоторных функций не просто сопутствуют нарушениям речи. Двигательная активность может стать действенным инструментом для коррекции состояния речевой сферы. Иными словами, психика влияет на моторику, а моторика на психику. И эту обоюдную взаимосвязь можно использовать в корректирующем обучении. Недостаточность физической активности существенно тормозит речевое развитие ребёнка.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Значение физической активности для детей с нарушениями речи

Значение физической активности для детей с нарушениями речи

Характер и выраженность двигательных расстройств зависят от типа речевого дефекта. Среди наиболее распространенных нарушений психомоторной сферы можно выделить следующие:

  • несовершенство техники движений;
  • недоразвитие мелкой моторики рук;
  • нарушение координации, несогласованность движений;
  • характерная походка: тяжелая, с неравномерной длиной шага, с наклоном головы и полусогнутыми ногами;
  • быстрая утомляемость, физическая слабость;
  • медлительность и неуклюжесть.

К детям, у которых наблюдаются двигательные нарушения, нельзя предъявлять такие же требования, как к их здоровым сверстникам. Стандартные программы физического воспитания для них слишком сложны. Многие дети с нарушениями речевой и двигательной сферы имеют противопоказания к определенным физическим нагрузкам из-за слабого здоровья. Но двигательная активность для таких детей имеет большое значение. Во-первых, движение является обязательным условием нормального психофизического развития любого ребёнка. Во-вторых, систематические физические нагрузки — это главный инструмент по преодолению задержек психомоторного развития. И в-третьих, усиление двигательной функции стимулирует речевую. Это верно и для здоровых детей: овладение речью у малышей протекает лучше, если сопровождается выполнением упражнений по развитию мелкой моторики.

Чем младше ребёнок, тем эффективнее и быстрее осуществляется коррекция психомоторных нарушений. В младшем и старшем дошкольном возрасте двигательные качества развиваются очень интенсивно. Грамотно стимулируя моторное и речевое развитие ребёнка, можно добиться хорошего прогресса — малыш наработает нужные навыки, укрепит здоровье и догонит сверстников в психофизическом развитии. Основные средства физического воспитания дошкольников с нарушениями речи — это подвижные игры, сопровождающиеся проговариванием ритмических рифмованных текстов (стишки, потешки),физические упражнения на развитие мелкой моторики кисти, дыхательные упражнения, гимнастика для формирования правильной осанки, упражнения для развития координации, ловкости, равновесия.

Речевое развитие ребёнка: подвижные игры на свежем воздухе

Речевое развитие ребёнка: подвижные игры на свежем воздухе

Подвижные игры и игровые физические упражнения на свежем воздухе являются незаменимым методом физического воспитания дошкольников. Дети с нарушениями речи плохо переносят длительное пребывание в коллективе. Они быстро утомляются и склонны проводить много времени в сидячем положении. Подвижные игры со сверстниками, организованные под открытым небом, оказывают сразу несколько позитивных эффектов: закаливают, стимулируют двигательную активность, улучшают психомоторные навыки, развивают зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию, формируют коммуникативные умения, снимают напряжение, обеспечивают психологическую разрядку.

Подвижные игры для детей с нарушениями речи и моторики имеют свою специфику. Здесь очень важно сочетать комплексы движений с проговариванием слов. Это необходимо для отработки артикуляции и пополнения словарного запаса. Во время игры дошкольники чувствуют себя свободнее, легче идут на контакт, с большей готовностью выполняют речевые задания педагога. В качестве словесного сопровождения физических упражнений можно использовать разнообразные рифмованные тексты. Большое значение имеет игровой компонент. Детям дошкольного возраста очень нравятся сюжетно-ролевые игры. Их можно строить по мотивам известных сказок или же придумывать собственные истории. В бессюжетных игровых упражнениях рекомендуется активно использовать разнообразный инвентарь: мячики, обручи, скакалки. Спектр отрабатываемых движений должен включать бег, прыжки, броски и ловлю предметов, махи руками и ногами, перешагивания и перепрыгивания, ходьбу с разной шириной шага (средние, крупные, семенящие шажки) и т. п.

Комплексы игр и физических упражнений

Комплексы игр и физических упражнений

Для занятий в группе можно подготовить несколько комплексов упражнений, меняющихся от недели к неделе. Желательно, чтобы упражнения и игры одного комплекса были тематически связаны. Темы могут быть, например, такими: «Пришла осень», «Зоопарк», «Птицы» и т. п. Одно занятие должно включать подборку общеукрепляющих упражнений, подвижную сюжетно-ролевую игру, подвижную игру с речевым сопровождением и упражнение (игру) малой подвижности.

В начале прогулки нужно обязательно размяться: походить или побегать 1-2 минуты, выполнить дыхательное упражнение. После разминки ребята становятся в кружок возле воспитателя. Можно использовать и другие формы построения — в ряд, шахматным или произвольным порядком — главное, чтобы ребята не мешали друг другу. Педагог зачитывает тематический стишок, мобилизуя таким образом внимание детей. Для каждого занятия подбираются стихотворные тексты на заданную тему. Заранее подготавливается и спортивно-игровой инвентарь.

Завершается комплекс дыхательными упражнениями. При задержках речевого развития ребёнок не умеет дышать правильно. У него наблюдается рассогласованность дыхательных процессов и мышечных движений. Он часто задерживает дыхание при выполнении даже самых простых физических упражнений. Но правильное дыхание — это основа речевой функции. Именно поэтому очень важно применять специальные техники для укрепления дыхательной мускулатуры, развития диафрагмального, носового и ротового дыхания.

Для отработки глубокого непрерывистого выдоха можно использовать упражнения-имитации: «задуть свечку», «остудить горячую воду», «сдуть одуванчик». В них необходимо производить один длительный полный выдох. Можно сопровождать его протяжным произнесением гласных звуков. Для тренировки полного вдоха применяется упражнение «вдохнуть аромат цветка». Сочетая дыхательные упражнения с физическими, нужно не забывать: выдох выполняется при опускании в присед, сгибании корпуса и соединении рук, а вдох — при разгибании туловища и разведении рук в стороны.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 10.10.2016 12:09, обновлено 17.04.2020 19:04
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Терапия расстройства развития речи у детей дошкольного возраста / Шалимов В.Ф., Суворинова Н.Ю., Нестеровский Ю.Е. // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова 2017 Т. 117 №11-2

Читайте также

Проблемы развития ребенка: нарушения у детей в возрасте 4-6 лет

Увы, иногда родители могут не придать значение тревожным признакам, свидетельствующим о наличие психических проблем у ребенка. Как понять, когда следует обратиться к врачу? О симптомах, которые должны насторожить родителей, и нарушениях в развитие детей 4-6 лет вы узнаете из статьи детского психиатра, к.м.н., врача высшей категории психотерапевтического центра «Гранат» Татьяны Куприяновой.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
От чего зависят особенности развития? В чем проявляются? Как помочь ребенку научиться говорить?
Нарушение речевого развития у детей
Как проявляется нарушение речевого развития у детей? Почему речевые навыки формируются с опозданием? Давайте вместе разберемся в этих вопросах.
Особенности развития детей с нарушением зрения
Полноценное развитие ребенка с нарушением зрения требует особого психологического подхода к воспитанию и формированию его личности