С наступлением трехлетнего возраста большинство детей уже уверенно двигаются как шагом, так и бегом. Координация движений становится более четкой, формируется правильная ровная осанка. Но нередки случаи, когда ребёнок запаздывает в физическом развитии, и его походка остается тяжеловатой, с шаркающими шагами, запинанием и неуверенными движениями рук. Для трехлетних детей также иногда характерны сбитый ритм движения и шаги разной длины.
Особенности физического развития ребёнка в возрасте 3—4 лет
Развитие каждого ребёнка индивидуально, но для каждой возрастной группы существует ряд характерных черт. Так, в трехлетнем возрасте качество бега преобладает над ходьбой: быстрые перемещения даются детям легче, нежели неспешные прогулки. Но и здесь имеются свои недостатки. В беге они часто прижимают руки к корпусу, или слабо работают ими для увеличения скорости. Характерной ошибкой в беге является то, что дети опускаются на всю стопу, снижая силу толчка.
Чтобы ликвидировать эти ошибки, программа детского сада включает в себя упражнения и занятия, где детей обучают двигаться свободно, не шаркая ногами; а также ориентироваться в окружающей обстановке и взаимодействовать с другими детьми. Для этого используют:
- ходьбу и бег всей группой либо разрозненными отрядами;
- перемещения в колонне;
- смену направлений;
- движения по сигналу;
- бег с препятствиями;
- хаотичные перемещения группой.
Каждый из этих способов имеет свои особенности, которые нужно знать для правильного построения занятий.
Упражнения для физического развития детей и умения взаимодействовать друг с другом
Чтобы научить детей правильно двигаться и взаимодействовать друг с другом, используют следующие упражнения.
- Перемещения в небольших группах по прямой траектории. Это одно из первых заданий, которые дают, чтобы улучшить физическое развитие ребёнка. Оно обучает малышей взаимодействовать друг с другом и свободно перемещаться на расширенной территории. Воспитателю следует наблюдать за группами, отмечая тех, кто наиболее робок и неактивен. В отдельных случаях можно взять стеснительного ребёнка за руку, и вместе с ним проделать нужное упражнение. На первых порах малышам трудно переключаться с бега на ходьбу, поэтому можно использовать парные задания: два раза проводят ходьбу, и два раза бег.
- Перемещения общей группой. В задание включают бег и ходьбу. Дети должны перемещаться общей массой, попеременно используя быстрое и спокойное движение. Задачей воспитателя в этой ситуации является наблюдение за правильным движением: дети не должны толкаться, мешать друг другу идти или сбиваться с заданного направления.
- Перемещения в колонне по одному малыми группами. Задачей этой игры является обучение детей правильному движению в колонне. Они должны идти по одному человеку, не обгоняя и не замедляя хода. Для этого группа разбивается на несколько отрядов, которые рассаживаются по местам. Сначала встает один отряд и начинает движение вслед за воспитателем, который возглавляет колонну и задает ритм при помощи бубна либо иного музыкального сопровождения. Закончив движение с одним отрядом, воспитатель ведет второй, наблюдая за порядком в нем. Следует учесть, что подобное перемещение дается детям сложно, и ему обучают не только в младших группах, но и в старших. Затем задание повторяют по отрядам, но дети идут не шагом, а бегут, стараясь соблюдать порядок.
- Перемещение в колонне всей группой. Занятие строят в форме игры. Воспитатель объясняет детям ее правила, в которых им необходимо представить себя вагончиками и составить поезд. Воспитатель встает во главе колонны и выстраивает малышей за собой. Затем дети проходят полкруга и делают остановку. Воспитатель говорит, что вагончикам нужно бежать быстро и не отставать, после чего движение возобновляется в виде бега. В дальнейшем темп чередуется, но важно помнить, что малыши не могут самостоятельно регулировать дистанцию между собой.
- Перемещения по кругу. В начале тренировки воспитатель составляет из различных предметов ровный круг. Детей строят в колонну и ведут по периметру круга, чередуя бег с ходьбой. Для облегчения перемещения можно задавать ритм при помощи музыкальных инструментов.
Эти занятия помогут продвинуть физическое развитие ребёнка, и научить его выполнять задание совместно с другими детьми.
Упражнения для обучения детей ориентированию в пространстве
Помимо занятий, которые научат детей двигаться вместе, важно проводить те, что помогут им ориентироваться в окружающей обстановке. Для этого используют следующие виды упражнений:
- Движения по сигналу. В качестве звукового оповещения воспитатель использует свисток, удар в бубен либо командное слово. Дети бегут по кругу, затем по сигналу переходят на ходьбу.
- Движения по сигналу с остановкой. Это упражнение помогает ребёнку правильно осваивать пространство и команды. Занятие можно построить в виде игры. Детям предлагают представить себя птицами, которые идут друг за другом. При словах воспитателя «воробушки», дети должны сделать остановку, произнести «чик-чирик», и возобновить движение. Если воспитатель говорит «гуси», то дети останавливаются и отвечают «га-га-га».
- Перемещение в парах. Учит детей не только взаимодействовать с другими, но и выстраивать свое поведение с учетом поведения другого человека. Всех малышей разбивают попарно и ведут по кругу, затем меняют направление движения. В этом задании они могут столкнуться с такими трудностями, как неумение вымерять дистанцию, подстраиваться под темп партнера и всей колонны.
- Перемещения врассыпную. Детям предлагают перемещаться по команде в разные стороны, избегая скопления в одном месте.
- Движение с изменением направления. Первому и последнему ребёнку из колонны дают по игрушке. Вначале предлагают следовать за одной игрушкой, затем разворачиваются и следуют за второй.
- Перемещения через препятствия. Воспитатель раскладывает различные предметы на траектории следования колонны, затем ведет детей по заданному маршруту, предлагая перешагивать препятствия.
Регулярные занятия шагом и ходьбой научат детей правильно двигаться, ориентируясь в пространстве и, по необходимости, подстраиваться под партнера, отряд или колонну.