Характер каждого малыша индивидуален, однако есть определённые условия психологического развития ребёнка, которые позволяют найти «ключик» к воспитанию и успешному развитию. Что надо об этом знать родителям и специалистам?
Полезно ли малышам ускоренное обучение?
Иногда родители желают как можно раньше заняться интеллектуальным развитием дошкольника, чтобы подготовить его к обучению и сформировать познавательные процессы. Однако это желание может привести к плачевным последствиям.
В результате ускоренного обучения ребёнок может лишиться детства и возможности взаимодействия со сверстниками, а также с другими людьми. Социализация и раннее развитие – важные процессы, однако, не стоит забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра. Именно играя дети развиваются, познают мир, учатся взаимодействовать и получают первый жизненный опыт.
Учёные Московского городского педагогического университета установили связь между ранним развитием и формированием коры головного мозга ребёнка. Так, в дошкольный период активно развивается эмоциональная и чувственная стороны личности и чрезмерное вмешательство, такое, как попытки «активизировать» интеллект могут привести к психосоматическим проблемам у детей и повышенной тревожности.
Зона ближайшего развития ребёнка: что это?
Советский психолог Лев Семенович Выгодский разработал понятие зоны ближайшего развития. Родители, которые являются связанными с ребёнком во время младенчества и детства людьми, должны объяснять малышу основные понятия и развивать определённые навыки в процессе обучения. Благодаря этому, ребёнок быстрее познаёт окружающий мир и усваивает знания из него. Такой процесс – основа благополучного развития в дошкольном детстве.
Как движется развитие согласно данной теории Выготского:
- Полностью зависимая позиция. Родители выполняют задание вместо ребёнка, а он лишь пассивно наблюдает. Такая позиция не способствует развитию, так как ребёнок остаётся в зоне актуального развития.
- Позиция совместного действия. Родители помогают советами, наводящими вопросами, направляя ребёнка к успешному выполнению задания, соответствующего его зоне ближайшего развития.
- Независимая позиция. Помощь родителей минимальна. Ребёнок самостоятельно справляется с заданиями, соответствующими его актуальному уровню развития.
Важно найти золотую середину в обучении и не перегружать ребёнка, давая ему возможность самостоятельно осваивать новые навыки и знания с помощью родительского сопровождения. Также необходимо уделять внимание социализации, развитию коммуникативных навыков путём общения со сверстниками.
Отделение ребёнка от родителей в дошкольном возрасте
Психологические условия развития детей формируются в семье.
В раннем дошкольном возрасте, когда ребёнок достигает трёх лет, он отделяется от матери и приступает к исследованию окружающего мира.
Детям трёх лет, например, на прогулке, свойственно отходить от родителей на некоторое расстояние. Они делают это, чтобы исследовать мир и почувствовать свою самостоятельность. Однако при возникновении причины, которая может расцениваться как опасная, ребёнок тут же возвращается к взрослому за поддержкой и успокоением.
Важно чтобы родители отпускали детей от себя, но при этом наблюдали за ними со стороны. Если ребёнок проявляет стремление к независимости, а взрослый поощряет это и в то же время остаётся надёжным, готовым в любой момент прийти к нему на помощь, это благополучно сказывается на детском психологическом развитии.
Использованы фотоматериалы Unsplash