«Не укради», «не пожелай ничего чужого» — об этих Божьих заповедях знают все. Не обязательно быть религиозным человеком, чтобы им следовать. «Воровать нехорошо, брать чужое без спроса не красиво», — учат родители своих детей с раннего детства. Почему же не всегда срабатывают родительские установки? Почему иногда дети начинают воровать? Что толкает на воровство даже, казалось бы, детей из благополучных семей? И главное, как бороться с детским воровством? Обо всем этом мы поговорим в нашей статье, обсудим важные вопросы с экспертом и узнаем истории из жизни наших читателей.
Кто из нас не без греха?
Идеальных людей нет. Все мы совершаем какие-то проступки в разные периоды своей жизни. Иногда о них стыдно вспоминать, не то чтобы с кем-то этим делиться. Говоря о воровстве, каждому есть что вспомнить. Пусть даже человек сам лично не причастен к воровству, но в своей жизни он наверняка сталкивался со столь неприятной проблемой.
Начну с себя. Примерная отличница, воспитанные и строгие родители... Однако что-то толкало меня с такими же примерными подружками залезть через забор в школьный огород и стащить с грядки пару морковин. Мы очень любили морковку? Нет, она есть в свободном доступе на своих грядках. Мы голодали? Нет, конечно, нас кормили дома по сценарию «не съешь, складем за шиворот». Тогда что? Мы сами эту морковку сажали, сами пололи и поливали на летних каникулах. И если бы мы спросили своего учителя съесть хотя бы одну, он бы точно разрешил. Но почему же именно вечером, когда никто не видит, без спроса мы забирались в школьный огород? Экстрим, нежелание отстать от своей компании, подростковый максимализм, когда все кажется дозволенным, желание выйти хоть ненадолго из образа отличниц: все это сыграло свою роль. Родители об этом узнали, а то, что они нам сказали по этому поводу, я лучше оставлю за кадром. Тогда мы не считали это воровством, а сейчас мне очень стыдно.
Покопавшись в воспоминаниях, многие могут припомнить подобные случаи из своей жизни. Кто-то ползал в соседний огород за яблоками или за клубникой, кто-то незаметно таскал мелочь из родительских кошельков, кто-то брал конфеты из запретной вазочки, пока никто не видит. Бывало, наверное, всякое. И было бы здорово, если бы подобные эпизоды так и остались просто эпизодами в жизни ребёнка и не переросли в нечто большее, когда воровство уже нельзя списать на шалость, а становится очень серьезным правонарушением. Все-таки, большинство воров среди взрослых еще в детстве подавали «звоночки» о том, что у них есть проблема.
В нашем классе училась скромная девочка Аня из многодетной семьи. Она была необщительной и замкнутой. Дружила она только со своей соседкой по парте. Во время уроков Аня часто отпрашивалась выйти в туалет. Позже выяснилось, что она ходила не в туалет, а в учительскую и воровала там деньги. Тратила их на сладости и мелкие вещи для себя. Мы бы никогда на нее не подумали, если бы ее не поймали.Наверное, она хотела иметь все, что есть у остальных, но в ее семье этого ей дать не могли. Как сложилась ее судьба, не знаю.
В каком возрасте дети понимают о том, что такое воровство?
У каждого из нас есть свои собственные вещи, которыми распоряжаемся только мы. Но вот у малышей до определенного возраста нет четких границ такого понятия. Примерно до 2 — 4 лет ребёнок считает своей ту вещь, которая ему понравилась и ту, которую он взял в руки. Вот почему некоторые двухлетки в песочнице ведут себя с точки зрения взрослого человека довольно-таки нагло: свои игрушки не дает, да еще и чужие себе забрал и ни с кем не делится. А если кто-то не согласен, то можно и силу применить. Но такого малыша вором никто не считает. В принципе его поведение вполне объяснимо и нормально, а вот то, как дела будут развиваться дальше, уже зависит от родителей.
Задача родителей в таком возрасте каждый день рассказывать и объяснять, что значит свое и чужое. Своей вещью распоряжается только хозяин. Свои вещи есть у каждого члена семьи. В том случае, когда хочется что-то взять, нужно спросить разрешения. Важно следить за речью и не употреблять такие слова, как вор и жадина. В конфликтных ситуациях стоит стараться занимать нейтральную позицию, чтобы понять и ту, и другую сторону.
Если в семье несколько детей, то стоит уделить внимание тому, чтобы у каждого был пусть небольшой, но свой уголок и личные игрушки. Перед тем, как взять поиграть чужую игрушку даже в своей семье, обязательно нужно получить разрешение ее владельца. Это учит владельца ответственности и контролю за своими вещами, а остальных учит уметь противостоять своим соблазнам.
Следующий период познания понятий «свое-чужое» длится примерно до 6-7 лет. Обычно малыши в этом возрасте посещают детский сад и другие детские коллективы, где нужно научиться очень многому, в том числе справляться с соблазнами присвоить что-то не свое. Это не так-то просто. В дошкольном возрасте можно уже заметить зависть ребёнка к чужим игрушкам или одежде. Помимо детского сада ребёнок активно посещает магазины с родителями, где соблазнов еще больше. И им сложно понять, почему нельзя купить все что хочется.
Многие родители могут припомнить за своим ребёнком, как он приносил из детского сада чужие игрушки и разные безделушки. С некоторыми детьми хватает пары доверительных бесед с подробным повествованием того, почему нельзя брать чужие вещи без спроса. Другие же дети так и не могут справиться со своими эмоциями и желаниями, что постепенно приводит к регулярному воровству.
У меня есть близкая подруга. Она младше меня на 4 года. Сейчас разница в возрасте почти не заметна, а вот в детстве это было ощутимо. Да, мы дружили: трехлетняя девочка и уже первоклашка! Дело в том, что мы были соседками, и больше играть было не с кем. Она мне все время завидовала: у меня и портфель есть, и игрушек больше, и одежда красивее, и собака есть. Часто просила меня что-нибудь ей подарить. Ну, я дарила ей разную ерунду, которая по возрасту мне уже была не интересна, разные картинки, фантики. Потом заметила, что стали пропадать мои вещи (кукольная одежка, сладости, мелкие игрушки). Я, конечно, подозревала, что это все Дашка украла, но она отпиралась. В гости она не приглашала, все время играли у меня. И однажды я попала к ней в квартиру. Там нашлись почти все мои пропажи. Дашка пыталась выкручиваться и говорить, что этой ей мама купила, и точно такую же одежду для кукол сшила, но все это было неправдой. Я обиделась, сказала ей, что ее потом в тюрьму посадят. Больше она не воровала. Но иногда она портила из зависти мои игрушки прямо у меня дома, пока я не вижу. Наверное, думала: раз не ей, то и никому. Если я жаловалась маме, то мама говорила, чтоб я ее не пускала домой, раз не могу уследить. А пожаловаться ее маме почему-то я не догадалась. В общем, Дашка переросла свои детские проблемы. Сейчас у нас прекрасные отношения, мы скорее сестры, а не подруги. У нее есть свой сын, и она очень заботиться о его нравственном воспитании.
К начальной школе и в младших классах поведение детей уже укладывается в принятые социальные правила и нормы. Они знают, что такое хорошо, и что такое плохо. Их уже научили тому, что бывают разные люди с разными намерениями. Воровство для них — термин с четко обозначенными границами. Ребёнок, который что-то украл, прекрасно понимает, что это плохо и противозаконно. Возможно, ему очень стыдно, но его импульсивность и особенности характера не дали вовремя остановиться. В таком возрасте детей не так сложно призвать к совести, объяснить (пусть даже преувеличивая), насколько плохой поступок он совершил, остановить эту привычку.
Однако стоит быть очень внимательным и суметь вовремя отличить воровство от клептомании, которая является психическим расстройством. Клептоманы воруют все подряд, без цели. Они совершают кражу ради кражи, им доставляет удовольствие сам процесс. А вор четко знает, для чего он украл ту или иную вещь.
Начиная с подросткового возраста, бороться с воровством значительно сложнее. Дело в том, что в этом возрасте ребёнок ворует осознанно, он планирует свои действия и четко знает цель своего тяжкого проступка. Тревожно, но подростковое воровство может привести к очень печальным последствиям и криминальному будущему.
В школе с первого класса я дружила с девочкой. Мы были лучшими подругами, везде и всегда вместе. Даже после уроков мы созванивались и договаривались о встрече вечером, чтобы погулять или поиграть в куклы. В такой тесной дружбе пролетели школьные года. После школы мы поступили в разные институты и встречались на каникулах. В это время у меня стали пропадать вещи из дома. В одни из каникул я не могла найти золотую цепочку и мобильный телефон. Позже выяснилось, что эти вещи украла моя подруга и их продала. Также она призналась, что брала деньги из кошелька моей мамы. Еще жертвами краж стали другие наши общие друзья. Естественно, наша дружба закончилась. Почему она воровала? Не знаю. Семья у нее с виду приличная, сама она очень привлекательная внешне, хорошо училась. У меня есть версия, почему она воровала у своих же друзей. Но я могу и ошибаться. Она была младшей в семье, ей почти ничего не покупали нового, все доставалось от братьев и сестер. А в студенческие годы стало и этого не доставать. Видимо, очень захотелось иметь свои собственные вещи, чтобы быть не хуже других. Я тоже из многодетной семьи, и тоже младшая, но мысли воровать никогда не было. Наверное, все идет из семьи.
Основные причины воровства
Наверняка многие думают, что воруют дети только из социально неблагополучных семей, которые очень ограничены в материальных благах. Однако это не так. Материальные блага — далеко не главное для детей. В какой бы семье ни жил ребёнок, ему больше всего необходимы любовь и поддержка близких.
Я имею опыт работы психологом в детском приюте. В отличие от детских домов в приютах и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних живут дети, у которых родители ограничены в родительских правах или находятся в трудной жизненной ситуации. Дети там как бы временно живут, то есть, до восстановления родителей в правах.
На самом деле большинство подопечных остается в приюте до совершеннолетия, при этом они имеют возможность контактировать с родителями и родственниками, отправляться домой на выходные при одобрении специалистов. Но такая ситуация значительно осложняет коррекцию поведения воспитанников: они живут в двух мирах и часто возвращаются к правилам жизни, принятых в родной семье, нередко под давлением старших.
Маленькие дети, у которых большинство вещей — общие, хотели иметь что-то лично свое, и забирали домой игрушки, одежду. От такой привычки их быстро, к сожалению, «излечивали» родители: они жестоко наказывали за кражу малышей или банально обменивали украденную детскую одежду на алкоголь.
Дети постарше делились на группы: кто-то запросто мог забрать и утащить личные вещи и обменять на улице, кто-то придерживался твердых моральных устоев и не брал чужого. Были у нас и мальчишки 11-12 лет, пойманные на краже техники из квартиры: старшие друзья с улицы поддерживали их стремление влиться «в крутую компанию» и делились информацией, что по малолетству им никакого наказания не грозит. С этим мы тоже справлялись, хотя и привлекали инспектора по делам несовершеннолетних для полноценного информирования.
Но скажу сразу, не все дети были из неблагополучных в материальном плане семей. Случай, с которым справиться было практически невозможно, я отлично помню до сих пор. К нам пришла девочка 12 лет из полной успешной семьи с просьбой поместить ее в приют. Пришла совершенно самостоятельно.
После контакта с ее родителями выяснилось, что ребёнок ведет себя в доме вызывающе: негативно реагирует на все просьбы, не учится в школе, ворует деньги, выбрасывает или портит вещи. В семье — родной отец, его новая жена и младенец, связи с родной матерью нет, и дочку периодически отсылают в отдаленную область в семью деда, на тот момент активного политика.
После длительных бесед и работы с участниками ситуации стало ясно, что девочка чувствовала себя совершенно ненужной в обеих семьях, и ее воровство и негативизм — попытки обратить на себя внимание хотя бы таким образом, своеобразная просьба о помощи. Мы прорабатывали с ней варианты выражения своих чувств в правильном ключе, пытались перейти к позитивным способам привлечения внимания. Проблема оставалась: все взрослые в семье были слишком заняты работой или маленьким ребёнком, чтобы подкреплять изменения девочки и оценивать ее огромную для возраста и ситуации работу над собой. По-прежнему внимание обращалось только на негатив.
Девочка прожила в приюте максимально возможный на тот момент срок в соответствии с законодательными нормами — 3 месяца, и вернулась в семью, которая отправила ее к деду, оборвав контакты с нами. В данном случае я надеюсь, что негативное поведение ограничилось «мелким вредительством» и не переросло во что-то значительно большее, способное необратимо навредить ей самой.
Подробнее о причинах воровства среди детей из внешне благополучных семей расскажет семейный психолог.
Обеспеченная семья, живут неплохо, а ребёнок ворует. Он может воровать у родителей, а может у своих друзей и одноклассников, иногда у учителей. Для многих в этом есть какая-то нестыковка: благополучная семья, а происходят такие действия. Почему так?
На самом деле, причина не одна, и подобное поведение бывает у детей в разных условиях.
- Одним из факторов может стать тотальный контроль над ребёнком, когда всего его инициативы пресекаются, потому что «мама знает как лучше». Воровство ребёнка является попыткой самостоятельной деятельности, тайной, известной лишь ему изначально.
- Бывает и такое, что ребёнок ворует, чтобы получить заветную вещь. Ему непонятны запреты: в семье ему все позволяли, и когда он видит что-то чужое, то ему хочется сразу эти обладать. Этим детям всегда дают все и сразу в материальном плане, но при этом эмоциональный контакт с родителями нарушен чаще всего. Вещи — это основной источник радости и удовольствия: обладание ими становится основой детского счастья. Такие дети, как правило, одиноки, и их контакты со сверстниками могут быть очень затруднены.
- Нельзя исключать вариант, когда подростков втягивают в сомнительные компании, в так называемые молодежные банды. Дети из благополучных семей могут оказаться там по следующему сценарию: дома их постоянно ругают за оценки, не хвалят, в коллективе в школе они также не ощущают себя успешными. Единственный шанс стать успешным в своих глазах — блестяще совершать неправомерные поступки. Тут возникают и азарт, и удовлетворение потребности быть успешным и первым.
- Дефицит внимания — еще одна причина воровства среди детей. Огромное значение играет реакция взрослых, особенно родителей на самый первый акт воровства. Например, ребёнку особо не уделяли внимание, ну допустим он средний в семье, и недавно родился младший. По каким-то причинам он ворует и тут на него обрушивается шквал внимания: на него кричат, из-за него плачут, его потом жалеют и обнимают, потом снова ругают. Он понимает, что своим действия он напомнил о себе, привлек внимание, значит можно продолжать воровать. В таком воровстве прослеживается крик о помощи: «помогите, мне одиноко, обратите на меня внимание».
- Еще вариант из семейного взаимодействия: родители ссорятся, практически на грани развода, при всем при этом тема материальных благ важная и обсуждаемая в семье. Ребёнок в такой ситуации не выдерживает родительских ссор и старается свернуть их фокус внимания на себя: у некоторых начинается энурез, а нефрологи не видят проблемы; кто-то начинает воровать, но не слишком это скрывает. Родители в итоге занимаются «воришкой», откладывая свои ссоры «на потом».
- Бывает и такое, что одноклассники травят ребёнка и толкают его на воровство. То есть, ребёнок начинает воровать, хотя сам не хочет этого делать.
Также хотелось бы обратить внимание на то, что основным примером для подражания для детей являются сами родители. Совсем не обязательно сидеть в тюрьме за грабеж, чтобы подать ребёнку дурной пример. Можно быть вполне приличными гражданами, которые просто умеют «брать то, что плохо лежит». Вот вполне знакомые ситуации, которые каждый наблюдал в своем окружении: мама-медсестра несет с работы «лишние» бинты и таблетки; папа-прораб смог сделать ремонт дома, используя принесенные домой «оставшиеся» стройматериалы; старшая сестра-секретарь никогда не покупает домой офисную бумагу, потому что в офисе ее «завались» и т. д. Знакомо? И вроде как не сказать, что это очень противозаконно. Но если называть вещи своими именами, то это самое настоящее воровство, наблюдая за которым растут наши дети.
Ребёнок стал воровать: с чего начать?
Те чувства, которые испытывает родитель, чей ребёнок замечен на воровстве очень сложно описать в двух словах. Это гнев, иногда ярость, стыд, чувство бессилия и беспомощности, ощущение того, что ты не смог воспитать «нормального» человека, может быть даже временное чувство ненависти и отвращения к собственному ребёнку. Затем появляется страх, что ребёнку грозит опасность и понятие того, что проблему нужно решать, пока не поздно.
А как ее решать? Доверительными беседами или серьезными наказаниями? Надо ли привлекать специалистов или же не стоит «выносить сор из избы»? Об этом мы поговорим с нашими экспертами.
Если ребёнок стал воровать, нужно сделать 2 вещи:
- Поговорить и понять, почему ребёнок ворует;
- Объяснить недопустимость данных действий и их последствия.
Можно ли ребёнка наказывать? Да, можно. Наказание должно быть разумным, и ребёнок должен на себе ощутить возмещение ущерба. При этом он может сам предложить варианты возмещения ущерба и способ наказания: сокращение карманных денег на какой-то срок, отсутствие платных развлечений, «домашний арест» на определенный срок и прочее.
Работать над собой родителям тоже нужно, как минимум надо успокоиться: все люди совершают ошибки, все оступаются порой, но главное при этом — встать. А тут не обойтись без родительской поддержки. И опять же: важно обратить внимание, не происходило ли за последнее время травмирующих событий в жизни ребёнка, не стал ли эмоциональный фон семьи более тревожным? Если такое имеет место в семье, то можно и нужно обратиться за психологической помощью всей семье.
Основная задача по борьбе с детским воровством ложится именно на родительские плечи или становится обязанностью тех лиц, которые воспитывают ребёнка. Прежде всего, необходимо выяснить мотивы, которые побудили ребёнка на кражу.
Например, для детей в возрасте до 4-х лет само понятие «чужая собственность» звучит несколько странно: «я это вижу, это мое», — примерно так ощущает себя ребёнок. Поэтому понятия «воровство, кража» неприменимы к малышам, и переходный период от владения всеми вещами на свете до четких границ надо проживать со сказками, рассказами, разъяснениями, но не с наказаниями или угрозами.
Дети-дошкольники и самые младшие ученики уже, конечно, понимают, что чужое брать нехорошо. Однако порыв что-то присвоить может значительно превышать волевые усилия и колебать моральные устои. В этом возрасте нередко можно услышать в качестве оправдания, что ребёнку подарили эту вещь. Сам он ее не брал, нет. О чем говорит такое послание родителям? Скорее всего, ребёнок опасается осуждения за поступок и, вероятно, наказания. Он понимает, что поступил нехорошо и прикрывается фантазиями о «подарке». Как лучше поступить в такой ситуации?
Оптимально, если родители покажут, что понимают желания ребёнка, но не поддерживают способ их удовлетворения. «Тебе так хотелось эту машинку, что даже показалось, что ее купили тебе», — так можно начать разговор. А потом стоит рассказать и обыграть на примерах, как расстроился мишка, когда у него пропал мяч, и как он обрадовался, когда мячик вернулся. Игротерапия для данного возрастного периода намного действеннее чтения морали.
Что не стоит делать вне зависимости от возраста? Нельзя обвинять на основании чужих слов: презумпция невиновности у нас в стране существует для всех. Не стоит использовать обороты речи, утверждающие, что ребёнок стал вором, плохим человеком, сядет в тюрьму и так далее. Такие речи приведут как минимум к подрыву доверия в детско-родительских отношениях и, возможно, усугубят ситуацию.