Когда в семье есть дети, родители для них — не только самые главные люди, но еще и воспитатели. Взаимодействуя с детьми, они пытаются достичь своих целей. Среди них — желание вырастить достойных людей, воспитанных, сильных личностей, тех, кем можно было бы гордиться в старости.
Занимаясь воспитанием, родители часто не знают о том, как дети воспринимают их слова, поступки, поведение и отношение. А ребёнок, тем временем, может сильно страдать от того, что взрослые совершают ошибки во время общения с ним. Иногда они бывают настолько серьезными, что их последствия остаются на всю жизнь, и тогда, чтобы их исправить, выросшим детям необходимо пройти длинный путь понимания себя, приобрести способность слышать свои чувства, и возможно, обратиться за помощью к психологу. Какие самые популярные и серьезные ошибки допускают родители во время воспитания, и что в отношении своего ребёнка следует прекратить делать прямо сейчас? Ответы можно узнать из данной статьи.
Как родители занимаются воспитанием?
Как часто родители задумываются над тем, что именно руководит ими, когда они взаимодействуют с детьми или хотят от них чего-то добиться? Возможно, это случается очень редко, и взрослые действуют, по большей мере, бессознательно. Однако корни и причины их поведения и отношения к детям все-таки есть. Они находятся в детском возрасте матери и отца, и, чаще всего, их методы являются повторением моделей воспитания в родительских семьях. Поэтому, задаваясь вопросом, почему некоторые родители воспитывают своих детей так, а другие иначе, можно сказать, что они опираются на собственный опыт того, как обращались с ними в детстве.
Интересным является тот факт, что даже если в детском возрасте родители подвергались несправедливому отношению со стороны взрослых людей — своих близких — страдали или испытывали чувства боли, страха или унижения, то чаще всего они все равно взаимодействует со своими детьми точно также. Даже, когда мать и отец понимают это, им не часто удается изменить свое поведение. Потому что, во-первых, у них не всегда получается управлять собой, а во-вторых, они не обладают другим опытом — как еще можно воспитывать детей.
Тогда мама, которая часто кричит на ребёнка, может потом сильно винить и ругать себя за это, обещать быть более сдержанной, спокойной и понимающей, однако, как только он «выводит ее из себя» она не может остановиться и снова срывается на крик. Взрослые люди копируют поведение своих родителей, когда занимаются воспитанием собственных детей. Понимание этого может стать хорошим началом для того чтобы мать и отец могли работать над собой и не делать в отношении ребёнка то, что причиняет ему боль, нарушает его границы или безопасность, подрывает веру себя, заставляет жить в дискомфорте и напряжении.
Для того чтобы не дублировать в семье своих родителей, нужно ответить на вопросы: «Как я хотел бы воспитывать моего ребёнка, и каким бы я хотел его видеть»? Отвечая на них, следует отталкиваться от своего личного мнения.
Перестать причинять ребёнку физический или моральный вред
Физический или моральный вред детям это, пожалуй, самое грубое и жестокое нарушение их границ. Жестокие обиды, унижения и оскорбления сильнее всех ранят детскую психику, причиняют боль, вызывают напряжение, снижают самооценку и могут сделать из ребёнка «сломленного человека». Для того чтобы дети выросли здоровыми и счастливыми, необходимо прекратить любое давление на их психику, и действия со стороны близких людей, которые даже немного приближены к насилию.
Перестать обижаться на ребёнка
Перестать обижаться на ребёнка это то, что нужно прекратить делать прямо сейчас.
Когда взрослые демонстрируют обиду, они транслируют детям осуждение и те начинают понимать и верить в то, что они очень плохие. Кроме этого, обиженный родитель это беспомощный взрослый человек. Тогда ребёнок может начать испытывать страх, потому что, если мать или отец не знают, что делать, как себя вести, бьются в истерике, плачут или замолкают, то, что тогда говорить о детях? Их мир в этот момент оказывается ненадежным и небезопасным, для маленького ребёнка он просто «рушится». Чтобы не случилось, дети должны видеть перед собой уверенного и надежного родителя. Мать и отец могут выражать свои чувства, и говорить о них открыто, однако, при этом, им полезно сохранять состояние самоконтроля, выдержки и объективного понимания ситуации.
Перестать показывать детям плохой пример
Плохим примером для ребёнка является то, как мама с папой ругаются и не выбирают при этом выражения, как они могут доводить друг друга до слез или истерического состояния. Также детям опасно и неприятно наблюдать, как кто-то подвергается унижению со стороны родителей — если они обижают животных, слабых или больных людей. Вредные привычки также считаются тем, что разрушает восприятие ребёнка и может вызвать в нем желание подражать взрослым. Плохим примером может считаться все, что противоречит культурным, нравственным и общечеловеческим ценностям.
Прекратить манипулировать детьми
Родители манипулируют ребёнком, когда используют его для налаживания отношений друг с другом, достижения собственных целей, использования в личных интересах. Об этом говорят такие фразы как «Это ты виноват, что я замуж не вышла» или «Ты же никогда меня не оставишь, всегда будешь со мной?» Такое отношение «забирает» у детей не только детство, спокойствие и радость, но даже целую жизнь — они могут десятилетиями чувствовать себя виноватыми перед родителями, обязанными им или не имеющими право построить свою личную жизнь.
Перестать создавать ребёнку небезопасную ситуацию
Дети оказываются в небезопасной для них ситуации, когда реальность, которую они видят, может каким-либо образом угрожать их развитию, здоровью или жизни. Разбирательство, драки, угрозы, шантаж это то, что серьезно «ранит» детскую психику, «выбивает почву» из-под ног, лишает объективного восприятия происходящих событий, снижает контакт с собой, способность анализировать и помочь себе. Чем младше ребёнок, тем меньше у него есть шансов, что он сам справится с травмирующей для него ситуацией. Скорее всего, он получит стресс, с которым будет жить всю жизнь. Поэтому, только родитель может сделать так, чтобы дети не являлись свидетелями семейных драм или общественных трагедий, неприятных или грубых инцидентов и других ситуаций в которых им небезопасно и страшно.