Воспитание детей школьного возраста

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Иногда родители не сразу замечают, что дети взрослеют. Тогда они могут относиться к ним так, словно те еще малыши — забавные, познающие мир и очень зависимые от взрослых. Такие качества характера могут наблюдаться как у дошкольников, так и у подростков, но, то, что отличает взрослеющего ребёнка от малыша — это самостоятельное мышление и деятельность, независимая от взрослых.

Дети школьного возраста обладают своими характеристиками — они могут тревожиться перед обучением, иметь трудности в общении, быстро взрослеть и стремиться даже «отделиться» от родителей. Чаще всего такое поведение характерно ребёнку, когда он вступает в подростковый возраст, но бывает, что младшие школьники и даже первоклассники тоже рано хотят стать самостоятельными.

Психология школьника отличается от психологии ребёнка дошкольного возраста. Об этих различиях, а также о том, на что стоит обратить внимание родителям, когда ребёнок пошел в школу или учится в начальных классах, пойдет речь в этой статье.

Летний отдых с малышом на даче: советы родителям

Летний выезд с ребенком на дачу – мероприятие, требующее от родителей повышенной предусмотрительности и особой ответственности.

Как взрослеет ребёнок?

Как взрослеет ребёнок?

Не замечая признаков взросления у ребёнка, мать и отец причиняют вред детской психике. Какое поведение родителей свидетельствует о том, что они не могут или не хотят замечать, что дети вышли из дошкольного детства, стали серьезней и к ним требуется особый подход?

  • Они все делают за ребёнка: продолжают его одевать и раздевать, завязывать шнурки, заправлять за него постель, наводить порядок в его комнате, собирать портфель и многое из того, что ребёнок младшего школьного возраста способен сделать сам.
  • Они принимают за него решения: чем ему питаться, что носить, с кем дружить, чем заниматься после школы, какие кружки и секции посещать.
  • Когда дети переходят из дошкольного детства в школьный возраст, это не значит, что родители должны полностью передать им ответственность за жизнь и времяпрепровождение, однако, матери и отцу полезно, как минимум, интересоваться желаниями и предпочтениями детей и иногда, а может быть и часто поступать так, как предлагают они. Это будет приучать ребёнка к самостоятельности.

Понять, что дети подрастают и становятся другими — школьниками — можно, когда они все чаще начинают заявлять о своем мнении и отстаивать его, предлагать родителям новые идеи досуга, размышлять о дружбе, любви, отношениях, задавать «взрослые» вопросы о рождении детей и близости между мужчиной и женщиной.

Как приучать детей к ответственности?

Отвечать за свои поступки и исправлять ошибки — поведение взрослой, ответственной личности. Если родители не приучают к этому детей, то они привыкают к тому, что проблемы за них решает кто-то другой, трудности преодолевают родители и им не нужно напрягаться, чтобы что-то получить или понять.

Такие отношения в семье приводят к тому, что ребёнок может вырасти безответственным. Когда он взрослеет, то часто ждет помощи со стороны или считает, что окружающие — близкие, друзья, коллеги, знакомые — должны догадаться, что ему нужно и помочь.

Начало школьного возраста — подходящая пора, когда следует развивать в детях личную ответственность. Они должны знать, что за любой свой поступок они отвечают сами. Сформировать чувство ответственности можно практическим путем.

  • Если ребёнок «случайно» взял в школе чужую, понравившуюся ему вещь, то взамен он должен отдать свою.
  • Когда он не подготовил уроки и получил «двойку», то на следующем уроке должен обязательно исправить ее на «пятерку».
  • Если он разбил соседское окно или замучил чужого котенка, то должен как минимум принести извинения, или, возможно, пожертвовать частью своих сбережений, чтобы возместить ущерб.
  • Прежде чем приучать ребёнка брать на себя ответственность, родители должны хорошо разобраться в ситуации, учесть все обстоятельства, чтобы убедится в том, что ребёнок действительно должен ответить за поступок сам.

Как развивать самостоятельность?

Самостоятельность — следующее важное качество детей младшего школьного возраста. Когда они идут в школу, родители должны способствовать тому, чтобы навыки самостоятельного мышления и действий развивались. Как они могут это сделать?

  • Не делать за детей то, что они могут выполнить сами — решить задачку, сложить книги на полке, убрать игрушки, навести порядок в шкафу, разогреть себе еду, вынести мусор, посидеть с младшим братом, помириться с другом и так далее.
  • Чаще задавать вопросы: «Что ты думаешь по этому поводу?», «Какие у тебя есть идеи?», «Мы с папой хотим знать твое мнение» и тому подобные. Такое общение позволяет ребёнку почувствовать себя в новой, взрослой роли, осознать, что он теперь может и умеет больше, нежели в дошкольном возрасте. Благодаря такому внутреннему ощущению спектр его желаний, стремлений и деятельности будет расширяться.
  • Чаще напоминать ребёнку о его новой роли школьника и что она требует определенного соответствия.

Дети, учитель и родители

Дети, учитель и родители

Отношения со школьным учителем играют важную роль в развитии и взрослении ребёнка. На первом этапе поступления в школу и на протяжении дальнейшего обучения то, как преподаватель и ученик относятся друг к другу, будет влиять на детское развитие, самооценку и психику.

Во время взросления детей и школьного обучения родители должны знать и понимать, что представляют собой отношения между их ребёнком и учителем — как они общаются, решают конфликты, испытывают ли симпатию друг к другу, совпадает ли темп их деятельности, какие требования и ожидания имеет педагог в отношении ребёнка — а также то, какие он дает рекомендации, чтобы ребёнок был более успешным в школе.

Родители могут и должны поддержать ребёнка, если отношения с учителем складываются сложно, в них нет понимания и терпимости.

Общение с ребёнка с друзьями

Начало школьной поры — время, когда ребёнок начинает активно осваивать коммуникативную сферу деятельности. Он учится общаться и делает это все больше. Теперь круг его общения расширяется, увлечения и интересы увеличиваются, он хочет пробовать новые способы взаимодействия и препровождения. Как вести себя родителям?

  • Не запрещать детям быть активными.
  • Наблюдать, как меняются их интересы под влиянием среды.
  • Быть рядом и поддерживать, если отношения со сверстниками становятся сложными или конфликтными.
  • Понимать, как ребёнок строит общение, не ругать его за ошибки, а помогать развивать способности, направляя характер и поведение в нужное русло.

Читайте также

Психология детей: здравствуй, школа!
Поступление в первый класс – волнующая пора для всей семьи. Что нужно знать родителям о школьном обучении, и какие возможные проблемы придется решать ребенку?
Что делать, если ребенок не слушается?
Непослушный ребенок – что делать родителям?
Что делать, если ребенок не умеет защищать себя?
Ребенка обижают? Возможно, у него проблемы с личными границами. Узнайте, как помочь ему их лучше ощущать.
Детская психология: все важное про психологию детей
Психология детей: психология личности ребенка, особенности психологии детей, психология развития ребенка, психология воспитания детей, психология поведения детей.
Гиперактивные дети: проблемы родителей или врачей?
Последние годы ознаменовались возникновением у детей проблем с вниманием и гиперактивностью, мешающей обучению в школе.
Ошибки родителей в воспитании детей
Когда родители воспитывают детей, они хотят им только хорошего. Какие ошибки они при этом совершают?
Опубликовано 09.04.2018 14:23, обновлено 17.04.2020 18:34
Рейтинг статьи:
4,7

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников / Ратанова Т.А., Лихачева Э.В. // Психологический журнал 2009 Т. 30 №3
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Летний отдых с малышом на даче: советы родителям

Летний выезд с ребенком на дачу – мероприятие, требующее от родителей повышенной предусмотрительности и особой ответственности.

Солнечный ожог: как устранить боль и мучительный зуд кожи

Есть несколько способов смягчить интенсивную, но, к счастью, временную боль и зуд, и предотвратить их в будущем.

Солнечные ожоги у детей: чем помочь, причины и симптомы

Ваш малыш получил солнечный ожог? Разберемся, как оказать первую помощь и нужно ли обращаться к врачу.

Нам это по зубам: выбор зубных паст для детей и подростков

Как выбрать зубную пасту для детей и подростков? Критерии выбора пасты для разных возрастных групп — в нашей статье.

Брекетам все возрасты покорны: вся правда о лечении

Брекеты для взрослых: необходимость, показания и противопоказания. Можно ли после лечения выглядеть моложе?

Почему кариес возвращается: мнение стоматологов

Кариес возвращается: причины, симптомы, советы стоматологов по профилактике.

Целебное алоэ для профилактики заболеваний

Знаете ли вы, что сок алоэ можно использовать не только для лечения, но и для иммунитета и профилактики? Мы расскажем, как это правильно делать.

Роднички у детей: что нужно знать родителям?

Сколько всего родничков у новорожденных, можно ли их трогать, зачем они нужны и о чем говорят темпы зарастания родничка, читайте на MedAboutMe.

Виды родов: в чем их особенности и сложности

Если ранее роды были естественными или оперативными, без каких либо вариаций, то сегодня предлагаются различные способы рождения детей.

Родинка или меланома: когда нужно к врачу?

Пройдите простой онлайн-тест на выявление риска развития рака кожи

Как питаться в разные фазы менструального цикла?

Как чувствовать себя хорошо каждый день, вкусно питаться и тренироваться с удовольствием?

Дерматит – классификация и связь с другими заболеваниями

Различные формы дерматита поражают огромное количество людей. И нередко кожные проявления могут быть обусловлены серьезными внутренними нарушениями.

«Территория здорового сна» — о стрессе и недосыпе: как разорвать порочный круг и начать высыпаться?

Как победить стресс и недосып: полезные рекомендации экспертов для здорового сна без бессонницы