Всё о патологиях речи: от симптомов до лечения речевых нарушений

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Нарушения речи — это состояния, которые могут вызывать разные симптомы, например, неспособность понимать язык или говорить со стабильной интонацией, скоростью или плавностью. Существует много различных типов нарушений речи, и они могут начаться в детстве или развиться во взрослом возрасте.

Распространённые причины речевых патологий включают физическую травму, неврологические или эмоциональные расстройства. Если вы или ваш ребёнок испытываете признаки нарушения речи, надо знать, что эти состояния можно диагностировать и лечить с помощью профессиональной логопедии.

В этой статье мы расскажем о том, что вы можете сделать при нарушениях речи, какие они бывают и чего ожидать во время диагностики и речевой терапии.

Виды и симптомы нарушения речи

Проблемы с речью могут возникать у людей из-за нарушений развития, симптомы которых начинают проявляться в раннем детстве, или в результате состояний, которые могут возникнуть во взрослом возрасте.

Основными классификациями нарушений речи по данным учёных из Университета Балтимора являются:

  • Афазия, трудности с пониманием или произнесением правильных слов или фраз;
  • Дизартрия, трудности с произношением слов.

Часто проблемы с речью могут быть частью неврологических или нейроразвивающих расстройств, которые также вызывают другие симптомы, такие как рассеянный склероз (РС) или расстройства аутистического спектра (РАС).

Существует несколько различных симптомов нарушений речи.

Могут ли симптомы ухудшиться?

Большинство нарушений речи вызывают постоянные симптомы и могут временно ухудшаться, когда человек устал, встревожен или болеет.

Симптомы дизартрии могут включать:

  • Невнятная речь.
  • Медленная речь.
  • Отрывистая речь.
  • Нерешительная речь.
  • Заикание.
  • Шепелявость.
  • Неспособность контролировать громкость голоса.
  • Дрожащая или «дребезжащая» речь.
  • Неспособность произносить некоторые звуки.

Симптомы афазии могут включать:

  • Речевая апраксия (трудность координации речи).
  • Трудность понимания смысла того, что говорят другие люди.
  • Неспособность использовать правильные слова.
  • Неспособность повторять слова или фазы.
  • Речь с нерегулярным ритмом.

Частью нарушения речи может быть один или несколько из этих речевых шаблонов, а их сочетание и частота помогут определить тип и причину проблемы с речью.

Причины нарушения речи

К состояниям, вызывающим нарушения речи, могут относиться проблемы развития, имеющиеся с рождения, неврологические заболевания, такие как болезнь Паркинсона, или внезапные неврологические события, такие как инсульт и травма головного мозга.

У некоторых людей также могут возникать временные нарушения речи из-за тревоги, интоксикации, побочных эффектов лекарств, судорожного состояния сразу после припадка или изменения сознания.

Нарушение речи у детей

Дети могут иметь речевые нарушения, связанные с проблемами неврологического развития, которые могут мешать развитию речи. Некоторые детские неврологические или неврологические нарушения развития могут вызывать регресс речевых навыков (откат).

Распространённые причины детских речевых нарушений включают:

  • Расстройство аутистического спектра: нарушение нейроразвития, которое влияет на социальное и интерактивное развитие.
  • Детский церебральный паралич: врождённое расстройство, которое влияет на обучение и контроль физических движений.
  • Потеря слуха: нарушения слуха влияют на то, как дети слышат и подражают речи.
  • Синдром Ретта: генетическое заболевание, связанное с нарушением развития нервной системы, которое вызывает регресс физических и социальных навыков, начинающийся в раннем школьном возрасте.
  • ЧМТ: травма тканей головного мозга, вовлекающая отделы, ответственные за распознавание или воспроизведение речи.
  • Адренолейкодистрофия: генетическое заболевание, вызывающее снижение двигательных и когнитивных навыков, начинающееся в раннем детстве.
  • Нарушения обмена веществ у детей: группа состояний, влияющих на то, как тело расщепляет питательные вещества, что часто приводит к токсическому повреждению органов.
  • Опухоль головного мозга: новообразование, которое может повреждать области мозга, включая те, которые контролируют речь или язык.
  • Энцефалит: воспаление или инфекция мозга, которая может повлиять на функционирование отдельных участков мозга.
  • Гидроцефалия: избыток жидкости в черепе, который может быть врождённым или развиться после операции на головном мозге и вызвать повреждение.

Расстройства речи в детстве могут иметь стойкие последствия на протяжении всей жизни. Терапия часто может помочь улучшить речевые навыки.

Нарушение речи во взрослом возрасте

Нарушения речи у взрослых развиваются вследствие заболеваний, повреждающих речевые зоны мозга.

Распространённые причины нарушения речи у взрослых включают:

  • Травма головы.
  • Повреждение нервов.
  • Опухоль гортани.
  • Рассеянный склероз.
  • Болезнь Паркинсона.
  • Эссенциальный тремор.
  • Опухоль головного мозга.
  • Инфекция мозга.

Кроме того, научное исследование 2024 года в журнале Voice доказывает, что у людей могут развиваться изменения в речи с возрастом даже без опредёленной неврологической причины. Это может произойти из-за пресбифонии: изменение громкости и контроля речи из-за снижения уровня гормонов и эластичности и подвижности голосовых связок.

Важно!

Дети и взрослые, у которых наблюдаются стойкие нарушения речи, вряд ли испытают спонтанное улучшение без терапии, поэтому им следует обратиться за профессиональной помощью.

Иногда причина становится известна до появления симптомов, как в случае с травмой или рассеянным склерозом. Нарушение речи может быть сначала симптомом состояния, например инсульта, который вызывает афазию как первичный симптом.

Диагностика речевых патологий

Диагностика должна включать всестороннюю историю болезни, физическое обследование и тщательную оценку речи и языка. Диагностическое тестирование проводится на основе истории болезни и клинической оценки.

Обследование может включать:

  • Визуализация мозга, например, компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) мозга, если есть подозрения на патологический процесс в мозге.
  • Оценка функции глотания, если есть опасения по поводу дисфункции мышц горла.
  • Электромиография (ЭМГ) и исследования нервной проводимости (скорости нервной проводимости), если есть опасения по поводу повреждения нервов и мышц.
  • Анализы крови, которые могут помочь в диагностике воспалительных заболеваний или инфекций.

Лечение будет включать специфическую терапию, которая поможет улучшить речь, а также медикаменты или другие вмешательства для лечения основного расстройства.

Например, если диагностирован рассеянный склероз, будет назначена терапия, изменяющая течение заболевания, чтобы предотвратить прогрессирование рассеянного склероза. А если выявлена опухоль мозга, может потребоваться операция, химиотерапия или лучевая терапия для лечения опухоли.

Виды логопедии

Терапия для устранения дефектов речи

Терапия нарушений речи является интерактивной и проводится специалистом, имеющим опыт в лечении речевых проблем. Публикация в научном журнале Medicine (Baltimore) отмечает эффективность таких методик как неивазивный способ коррекции не только для детей, но и для взрослых с последствиями инсульта.

Упражнения во время логопедических занятий могут включать:

  • Произнесение отдельных звуков, например, ла-ла-ла или да-да-да.
  • Практика произношения слов, которые даются с трудом.
  • Регулировка скорости или громкости речи.
  • Упражнения для мышц рта и лица.
  • Практика языковых навыков: называние предметов или повторения того, что говорит специалист.

Эти методы направлены на достижение более беглой и понятной речи, а также на повышение уровня комфорта при использовании речи и языка.

Развитие уверенности при проблемах с речью

Некоторые типы нарушений речи могут не подходить для логопедической терапии и требовать иного подхода. Если есть проблемы с речью из-за тревожности или социальной фобии, другие занятия помогут практиковать свою речь.

  • Присоединение к местной театральной группе.
  • Волонтерство в школьной или общественной деятельности, которая подразумевает взаимодействие с общественностью.
  • Работа с психологом в группах.

Самостоятельные действия по повышению уверенности в речевых навыках могут быть наиболее полезными, если вы находитесь в непредвзятой и безопасной обстановке.

У детей и взрослых может быть много разных типов проблем с речью. Некоторые из них врождённые, а другие приобретаются из-за проблем со здоровьем, побочных эффектов лекарств или расстройств настроения и тревожности. Поскольку существует так много разных типов проблем с речью, крайне важно обратиться за медицинской диагностикой, чтобы получить правильную терапию для конкретной патологии.

Подробнее о частом детском речевом нарушении ОНР читайте в статье «Общее недоразвитие речи у ребенка: почему и как помочь».

Читайте также

Аграфия в логопедии и неврологии: почему развивается это нарушение речи?
Аграфия: проблемы с письменной речью. Почему нарушается способность писать?
Логопедия для малышей: как начать делать упражнения дома?
Вместо логопеда — мама: как заниматься с ребёнком развитием речи самостоятельно, а когда может потребоваться специалист?
Развитие речи детей: когда нужна консультация логопеда?
Как научить ребёнка хорошо говорить? Когда ему нужен специалист?
Нужен ли вашему малышу логопед: признаки нарушений речи
Не только задержки речи и неправильное произношение: почему детям ещё может понадобиться логопед и где искать хорошего?
Логопед: не только для детей
На прием к логопеду: MedAboutMe называет главные причины для визита к врачу этой специализации.
Проблемы развития речи: зачем логопед настаивает на записи неврологу?
Почему логопед может настаивать на консультации ребенка у детского невролога? Причины нарушения речи, требующие комплексного подхода.
Опубликовано 10.07.2025 23:47
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

A systematic review of speech-language pathology interventions for presbyphonia using the rehabilitation treatment specification system / Saccente-Kennedy B, Gillies F, Desjardins M, et al. // J Voice 2024
Relation of speech-language profile and communication modality to participation of children with cerebral palsy / Allison KM, Doherty KM. // Am J Speech Lang Pathol. 2024
Speech pathologists' perspectives on the use of augmentative and alternative communication devices with people with acquired brain injury and reflections from lived experience / Mackey J, McCulloch H, Scheiner G, et al. // Brain Impair. 2023
The effectiveness and safety of noninvasive brain stimulation technology combined with speech training on aphasia after stroke: a systematic review and meta-analysis / Han C, Tang J, Tang B, et al. // Medicine (Baltimore) 2024