Учебный год закончен, школьники радостно отправляются на каникулы, запихнув все, связанное с учебой, куда-нибудь подальше, с глаз долой. Включая список заданий на лето. Потому что большинство таких списков скучны и желания выполнить задания из них совершенно не возникает.
Но варианты возможны. О них и предлагает поговорить MedAboutMe.
Задание на летние каникулы от итальянского учителя: новаторский подход
Старшее поколение помнит, что задавали на лето раньше. Как правило, это был длинный список книг, которые следовало прочитать, и не все из них были интересными для подростка. Часто приходилось собрать и оформить гербарий или коллекцию насекомых. Девочкам полагалось сшить передник или юбку, а мальчикам — сколотить скворечник или полочку для цветов. И никаких заданий, связанных с размышлениями, с самопознанием. Как правило, список был одинаковым для всех школ страны, потому что утверждался для каждого класса так же, как одинаковые для всех учебники.
Несколько лет назад итальянский учитель по имени Чезаре Като из приморского городка Фермо опубликовал список заданий, которые он предложил своим ученикам на лето. И быстро стал звездой, потому что его задание на каникулы разлетелось по всему интернету, собрав десятки тысяч лайков и восторженных комментариев.
Список хороший, не банальный. Не всем он, правда подходит, не всех педагогов и родителей устраивает. Некоторые не увидели в этом списке важных вещей, другие отметили спорность некоторых пунктов.
Что ж, универсальных советов не существует. Что хорошо для подростков из небольшого городка на берегу теплой Адриатики, не всегда возможно для жителей Якутска или Костромы. В частности, совет «Гулять в одиночестве по морскому берегу и думать о вещах, которые делают счастливыми». В солнечной Италии куда ни плюнь — всюду морской берег, теплый ветерок и ласковое солнышко. Погулял бы Чезаре по берегу батюшки-Енисея летом, и подумал о счастье в окружении тучи голодной мошки. До теплого моря добираются летом не все жители России, так что все равно пришлось бы вносить коррективы в соответствии с местными реалиями.
Но это не единственный, и не самый главный пункт, вызывающий вопросы.
В одном из пунктов итальянский педагог советует детям избегать всего, что вызывает у них негативные эмоции. В другом — учит их быть «неприручаемыми, как море». И эти две строчки становятся предметом нешуточных споров между родителями и воспитателями.
Прежде чем начинать составлять свой список заданий на лето, стоит разобраться, так ли хороши варианты, предложенные итальянцем.
Жизнь без негатива и рамок: поколение «снежинок»
Почему «снежинки»?
Этот термин появился не слишком давно, но в 2016 году он стал термином года, по мнению Словаря Коллинза. Относится он к поколению рожденных после 1990-2000 годов, преимущественно к детям из семей среднего и высокого достатка, благополучных во всех отношениях. И родившихся в странах, где в воспитании детей превалирует идея «безусловного принятия и любви» и решительный детоцентризм.
Детям с раннего детства внушают, что они самые лучшие, прекрасные и уникальные — как снежинки. Даже если ребёнок не обладает ровным счетом никакими талантами, выдающимся интеллектом или физическими данными, ему все равно полагается внушать, что он лучше всех.
Детей тщательно оберегают от негатива любого сорта. «Избегай всего, что вызывает у тебя негативные эмоции» — советует итальянский учитель в одном из своих заданий. Так «снежинки» и растут, оставаясь в уверенности, что мир вокруг населен радужными пони и единорогами, которые питаются фиалками, и какают бабочками. И все вокруг только и мечтают оказать лучшему в мире ребёнку услугу или выполнить любой каприз.
Все примерно так и происходит, пока ребёнок остается в лоне семьи, выстроившей для него эту обитель розовых иллюзий. Но потом наступает момент, когда приходится выйти в большой мир, живущий по совершенно другим законам, в мир, где царит жесткая конкуренция и дуют свирепые ветры сумасшедшего века больших скоростей. И изнеженная «снежинка», привыкшая быть центром безмятежного мирка, получает жестокий удар по всем своим установкам. Кто-то ломается и тает, другие сбиваются в «сугроб» и устраивают враждебным обстоятельствам и людям настоящую «метель».
Потому что «снежинки» против насилия и жестокости только по отношению к себе. Им ничего не стоит с полной уверенностью в своем праве травить тех, кто имеет иное мнение или жизненные установки. В некоторых западных университетах, например, студенты этого поколения вынудили уволить блестящих преподавателей — только потому, что эти профессора имели неосторожность высказать мнение, травмировавшее хрупкую психику «снежинок». Знания и опыт для этих студентов куда менее важен, чем собственный комфорт и ощущение «безопасности». Потому что слова для «снежинок», в их восприятии, столь же опасны, как действия. Они искренне верят, что слова могут их самих ранить и даже убить, но к другим людям это не относится.
«Снежинки» по-детски непоследовательны и не видят ничего дурного в двойных стандартах. Протестуя против ограничения их свобод, они требуют ограничить свободу оппонентов, гневно осуждая непримиримость к иному мнению, «снежинки» проявляют сами высшую степень непримиримости и т. д.
«Снежинки» мнительны и эмоционально неустойчивы. Они могут впасть в истерику, поцарапав пальчик или не найдя в кафе любимого кофе. А если окружающие столь же искренне не понимают причин для такого взрыва, «снежинка» кричит, чтобы не смели «обесценивать ее страдания», которые, конечно же, важнее всего на свете. Сбив на дороге пешехода, «снежинка» в первую очередь бросится осматривать свое авто, а не пострадавшего. А потом может и предъявить иск к сбитому — за моральные страдания, причиненные видом его крови и ран. В США уже были такие прецеденты.
У «снежинок» изрядно завышена самооценка — усилиями родителей и педагогов. Опросы, проведенные среди HR-менеджеров агентств и компаний показали: среди поколения конца двадцатого века и начала двадцать первого амбиции намного превосходят по уровню знания и умения. Более того: молодые люди уверены, что работодатели обязаны подстраиваться под них, создавая им комфортные условия для интересной работы и предлагая высокую оплату.
Растят «снежинок», конечно же, родители и педагоги. Разумеется, из самых лучших побуждений эти люди стараются растить своих детей под хрустальным колпаком, обитым изнутри шелковыми подушками. «Пока я могу, я постараюсь обеспечивать моему ребёнку беззаботное существование и безусловную любовь. Успеет еще и наработаться, и настрадаться, и проявить самостоятельность, когда меня не станет». Беда в том, что тогда уже будет поздно взрослеть. И целое поколение вполне благополучных детей превращается в так и не повзрослевших, не готовых к реальной жизни, мужчин и женщин.
Потому что взросление — процесс постепенный, нажатием кнопки не производится. И готовиться к самостоятельной взрослой жизни следует с самого детства. Последовательно и постепенно укрепляя дух и тело, закаляя волю и учась управлять эмоциями, овладевая искусством радоваться жизни и справляться с негативом, без которого жизнь невозможна. От простого — к сложному, от идеи — к воплощению, от первых шагов — к покорению самых высоких вершин.
И правильный список заданий на лето может стать одной из ступенек на этой бесконечной лестнице самосовершенствования. Давайте попробуем его составить.
Цель заданий на каникулы
Конечно, правильнее всего ориентироваться на данные каждого конкретного ребёнка, делая упор именно на то, что более всего нуждается в дополнительном внимании и развитии. Но общие принципы все равно никто не отменял.
Поэтому все задания относятся к нескольким главным направлениям развития: к интеллектуальному, физическому, эмоционально-нравственному и практическому. Гармония в развитии личности — залог будущей успешной и счастливой жизни.
Задания должны соответствовать возрасту ребёнка: для младших школьников и для подростков они будут разными. Возможно, кому-то может показаться сомнительной сама идея летних заданий такого рода, потому что «не стоит дополнительно нагружать детей, пусть отдыхают и развлекаются хотя бы на каникулах». Но работа над собой еще никому не навредила. А привыкать к ней надо с детства.
Все пункты в списках были предложены родителями и педагогами из разных школ, городов и даже стран. Можно выбрать из них несколько наиболее подходящих. Выполнение даже одного задания принесет пользу ребёнку, а ведь именно к этому и стремятся любящие родители.
Домашнее задание на лето для детей младшего и среднего школьного возраста
- Прочитать книги, рекомендованные для внеклассного чтения. Чем больше — тем лучше.
- Научиться играть в 2-3 новых подвижных игры с друзьями. Если нет друзей — подружиться.
- Один день в неделю проводить без компьютера, планшета, смартфона. Еще лучше — и без телевизора тоже.
- Выучить 100 новых слов и 10 наиболее употребительных фраз на иностранном языке, изучаемом в школе.
- Научиться чему-то, чего не умел ранее в плане физического развития: плавать, нырять, подтягиваться на турнике, вставать на «мостик», садиться на шпагат, ездить верхом и т. д.
- Улучшить то, что умел ранее: подтягиваться больше, плавать еще одним стилем, бегать лучше.
- Приобрести 3 полезных привычки: убирать каждое утро постель, мыть за собой посуду, ухаживать за своей обувью, например.
- Научиться трем новым полезным бытовым навыкам. Это может быть элементарное забивание гвоздя/умение обращаться с молотком. Или пришивание пуговицы. Или завязывание шнурков, с которым современные дети справляются очень плохо.
- Извиняться перед теми, кого обидели. Это трудно, но очень важно. Подумать о своих ощущениях. Представить себя на месте того, кого обидели.
- Благодарить тех, кто помог и подарил радость. Попробовать бескорыстно помогать окружающим.
- Танцевать, слушать разную музыку, петь.
- Постараться не раздражаться по пустякам и не плакать из-за мелочей.
***
Родителям не стоит заставлять ребёнка непременно выполнять все пункты большого списка заданий. Пусть хотя бы начнет с того, что кажется самым интересным. Не нужно напряженно следить за тем, как дети пытаются справиться с чем-то новым. Это может вызвать смущение и отторжение ко всему остальному. Можно ненавязчиво предложить помощь советом, а если ребёнок откажется, сказать что-то вроде: «Отлично, я сказала это на всякий случай. Уверена, что ты и сам хорошо справишься».
И обязательно похвалить за успех, но не чрезмерно. Достаточно дать почувствовать одобрение или благодарность. Если ребёнок захочет обсудить что-то, связанное с новыми ощущениями и мыслями, постарайтесь избежать морализаторства и поучительного тона. Не предлагайте готовых решений, но помогите ребёнку самому сделать выводы.
И не бойтесь того, что иголки колются, сковородка обжигает, молотком можно ударить по пальцу, а в бассейне утонуть. Транслируя свои бесконечные родительские страхи на ребёнка, можно воспитать неврастеника, боящегося собственной тени и впадающего в истерику от комариного укуса. Абсолютное бесстрашие — тоже не лучший вариант, поэтому стоит делать упор на разумной осторожности и соблюдении правил техники безопасности.
Подростки: летние задания и мотивация для их выполнения
Сложный подростковый возраст пережить гораздо легче, если между родителями и взрослеющими детьми сложились доверительные, теплые отношения. Но даже если не все гладко, стоит попробовать заинтересовать юных нигилистов творческими заданиями. Мотивацией может послужить получение нового опыта, какого нет у других тинейджеров, возможность сделать крутые фото для инстаграма, и даже старое доброе «а не слабо?»
- Проводить один день в неделю без телевизора и гаджетов, наедине с собой и своими мыслями, в реальном, а не сетевом общении с живыми людьми. Поначалу может быть трудно, но, если не отступать — потом понравится.
Несколько лет назад психолог из Санкт-Петербурга Екатерина Мурашова провела эксперимент, в котором добровольно приняли участие 68 подростков. Им было предложено следующее: в течение 8 часов быть наедине с собой, заниматься чем угодно, но не использовать никаких средств коммуникации и ни с кем не общаться непосредственно. Результат поразил всех, от экспериментатора до самих участников. Выдержали до конца всего трое участников. Трое!
У остальных не выдерживали нервы, и они через 2-3 часа прекращали эксперимент, бросаясь к смартфонам или компьютеру. У пятерых появились панические атаки, у троих возникли мысли о суициде, 27 жаловались на головокружение, тошноту, звон в ушах, боль в животе и т. д.
И все это несмотря на то, что дети могли заниматься чем угодно, включая прогулки (правда, в одиночестве или только с собакой). Кстати, все выдержавшие эксперимент были заняты все 8 часов: девочка подробно описывала в дневнике свои ощущения, один из мальчиков клеил модель корабля и гулял с собакой, второй наводил порядок в коллекции и занимался пересадкой цветов.
Дети с удивлением описывали потом свои ощущения, используя такие слова, как «зависимость», «ломка», «слезть с иглы», «страх».
Некоторые впоследствии повторяли эксперимент по собственной инициативе и отмечали, что с третьего-пятого раза все получается.
Надо ли говорить, что неспособность выносить несколько часов подряд самого себя — не самое лучшее качество для успешного человека?
- Следить за своей речью, устной и письменной. Стараться сделать ее выразительной и понятной. Умение говорить убедительно и доходчиво обязательно пригодится в жизни.
- Чтобы развивалось умение выражать свои мысли, больше читать.
- Выучить 200 новых слов и 20-30 ходовых выражений на иностранном языке. Попробовать прочитать на нем книгу, смотреть фильмы без перевода. Выучить слова песни на языке оригинала.
- Овладеть тремя новыми навыками в быту. Это может быть плетение красивых косичек младшей сестренке, подстригание когтей у собаки, приготовление яблочного пирога или шашлыков, чистка картошки, вождение автомобиля, стрижка газона или сверление отверстий с помощью электродрели.
- Достигнуть нового уровня в физическом развитии: суметь делать то, что не удавалось прежде. Пробежать на километр больше или быстрее на минуту. Подтянуться на турнике на 10 раз больше. Простоять в планке еще минуту сверх возможного ранее. Что угодно, только чтобы больше заниматься спортом и больше двигаться.
- Научиться танцевать новый танец. И танцевать, когда и если хочется.
- Научиться справляться с негативными эмоциями. Не раздражаться, не ругаться, не кричать, если что-то не нравится. Будет получаться не всегда, но не оставлять попыток. Самообладание — важное качество, позволяющее получать преимущество во многих жизненных ситуациях.
- Помогать тем, кто нуждается в помощи. Возможно, попробовать поработать волонтером в благотворительных организациях. Это бывает неприятно и эмоционально тяжело, но зато позволяет оценить реальность во всей ее полноте, и научиться ценить все положительное.
В прошлом году моя племянница выразила желание поработать волонтером на летних каникулах. Родители обратились ко мне за помощью, так как я часто помогаю различным благотворительным организациям и участвую в волонтерских проектах. Девочке уже исполнилось 14 лет, так что выбор был довольно большим. В результате все варианты отметались по той или иной причине. Для работы в детском доме «Даша слишком чувствительна и эмоциональна, ее это ранит, не разрешим». В собачьем приюте — то же самое, а еще работа слишком утомительная и грязная. Помогать каталогизировать библиотеку — скучно. Продавать на благотворительной ярмарке — «слишком ответственно, она недостаточно взрослая, чтобы иметь дело с деньгами».
В результате девочке понравился только один вид деятельности: помогать в обучении собак-поисковиков. То есть сначала погулять по парку по установленному маршруту, а потом лежать на коврике на полянке и ждать, пока собаки найдут ее по следам. Но после одного раза и там оказалось слишком скучно. Так и закончилось начинание.
- Встретить рассвет, хотя бы один раз. Постараться почувствовать всю его красоту и стремительность. Напитаться его энергией и запомнить это ощущение.
- Научиться выражать свои чувства в словах. Говорить о симпатии и любви, произносить искреннее «Прости меня, пожалуйста!».
- Навести порядок в своей комнате и поддерживать его.
- Взять на себя часть домашней работы и выполнять ее неукоснительно и без напоминаний. Хотя бы выбрасывать ежедневно мусор, или складывать тарелки в посудомоечную машину.
- Поучаствовать в наведении порядка вокруг себя: принять участие в экологическом субботнике или просто собрать и выбросить в специальный контейнер несколько мешков пластикового мусора.
- Устроить своими силами праздник — для семьи, для младших братьев и сестер, для соседей, или даже для домашних питомцев.
- Начать борьбу с дурными привычками. Перестать грызть ногти или разбрасывать носки — мелочь, но дает ощущение победы, а это приятно.
- Думать обо всем, что приносит радость и что огорчает или раздражает — тоже. Постараться найти настоящие причины негатива. Подумать о том, не являются ли какие-либо собственные действия таким же источником негатива для окружающих. Подсказка: подобные раздумья происходят гораздо легче во время одинокой прогулки по парку или берегу водоема, если в ушах нет наушников с музыкой, дробящей все мысли на мелкие бестолковые горошины. Тишина помогает познавать себя.
- Постараться побывать там, где еще никогда не бывал — в другом городе, в музее, на ферме или в собачьем приюте.
***
Многие подростки фыркают, увидев любые списки заданий на лето, потому что видят в них бессовестное посягательство на свое законное время отдыха и «расслабона». И все родительские слова о том, что развитие не должно останавливаться, «свистят, как пули у виска» самоуверенного подростка. «Успею еще», — говорят они.
Возможно стоит предложить некое поощрение за выполнение заданий, или мотивировать подростков другим способом. Начало может быть положено пребыванием в языковом, танцевальном или спортивном лагере. Выполнив успешно одно-два задания, получив от этого удовольствие и позитивные эмоции, браться за следующие пункты списка гораздо легче.
Мы уже вырастили поколение мальчиков и девочек, которые никогда не повзрослеют. Мы оберегали их от всего, что может их испугать или ранить, что заставляло бы их напрягаться и преодолевать трудности.
Теперь они раскисают и плачут, едва только столкнутся с любым негативом или малейшим препятствием.
В университетах по требованию студентов оборудуются «уголки безопасности», где звучит мягкая музыка, демонстрируется видео с играющими котятами, и есть возможность порисовать или слепить что-то из пластилина. Как в детском саду, из которого эти уже вполне взрослые люди не хотят вырастать.
Но настойчивость, самодисциплина, зрелость не возникают сами по себе, ниоткуда. Их надо воспитывать, иначе мы получаем поколение бесхребетных слабаков.
В России это понимают лучше, чем в Америке. Там в гораздо меньшей степени стремятся оградить детей от всяческого риска и трудностей. Российские дети значительно лучше владеют навыками выживания, они более самостоятельны и активны.
Daily Mail писала как-то об одном из подмосковных детских военно-спортивных клубов. 12-летние дети там не только учатся рукопашному бою, совершают в серьезном снаряжении марш-броски. Им доверяют автоматы Калашникова и предоставляют возможность научиться прыгать с парашютом. А американского подростка в 12 лет только-только перестают водить за ручку в школу и разрешают ему оставаться дома без присмотра.
Ну и кто в долгосрочной перспективе получит преимущества, нация какой страны?
Для сегодняшней молодежи характерно долго «искать себя», при этом сохраняется дисбаланс между уровнем амбиций и компетенции. Они на словах хотят работать и делать что-то полезное для общества, но только при условии, что им лично не придется ничем жертвовать — ни комфортом, ни свободой, ни привычным распорядком. Они не способны выносить рабочие будни, а экстрим их пугает.
Поколение миллениалов требует для себя идеальных условий труда, не выносит критики и постоянно ожидает помощи, причем максимально деликатной. Иначе они расстраиваются и впадают в депрессию. Им крайне сложно примирить «надо» и «хочу», потому что для достижения успеха важнее выполнять то, что «надо», а они более склонны отдавать предпочтение «хочу».
Во многом это плоды современных подходов к образованию и воспитанию. Взрослые стараются максимально облегчить детям все, что только можно, избегая всех форм принуждения и критики. Воспитателям предлагают «говорить с детьми на их языке». Но реальный взрослый мир устроен иначе. И он не будет подстраиваться под эгоистичного и изнеженного молодого человека, не нашедшего достаточных оснований для взросления.
Меня называют луддитом, за то, что я призываю делать упор на чтение книг, а не на Майнкрафт в школьном классе. Время покажет, чей подход более продуктивен.