Здоровье детей: активные игры вместо лекарств

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Дети любят играть. Детство почти всегда ассоциируется со всевозможными активными играми. Но далеко не все задумываются, какое значении они имеют в жизни малышей. Что же такое детская игра — просто развлечение либо эффективное средство, помогающее проводить лечение детей и восстановление их здоровья?

Положительное воздействие активных игр на здоровье детей

Положительное воздействие активных игр на здоровье детей

Активные игры имеют большое значение для физического и психологического развития детей. Оказывая воздействие на мозговую деятельность, они благотворно влияют также на все органы, в том числе и те, которые имеют нарушения вследствие заболеваний. Помимо того, в процессе занятий для детей происходит развитие таких важных качеств ребёнка, как память, внимательность, сообразительность, фантазия, скорость реакции, способность общаться в коллективе и управлять собой в различных ситуациях. И, что очень важно для детей — активные игры приносят им большое удовольствие.

Предлагая ребёнку какую-либо игру, нужно проследить, чтобы она соответствовала физическим и психологическим способностям малыша. В начале занятия и в конце его игра не должна вызывать сильного физического напряжения, а вот в середине процесса нагрузка может быть побольше. Постепенно, по мере улучшения здоровья малыша, нагрузку среднего периода игры можно увеличить.

Для достижения устойчивых положительных результатов активные занятия желательно проводить 3—5 раз в день по 20—25 мин.

В процессе игры нужно контролировать состояние малыша. Если он раскраснелся или наоборот, слишком бледный, у него участилось дыхание или малыш жалуется на усталость и не хочет больше играть, значит, он переутомился и ему нужно отдохнуть.

Хорошо, если у всех игр будет тихое музыкальное сопровождение. Приятная мелодия обеспечит ребёнку нужное настроение. Если малыш слишком возбуждается, то мелодия подбирается спокойная, и наоборот, если вялый и флегматичный — то бодрая и веселая.

В течение игры желательно вести с ребёнком диалог ласково, доверительно, стараясь внушить ему уверенность в себе и непременно поощрять его достижения.

В занятиях могут быть задействованы как один, так и несколько детей, участие нескольких человек делает их эмоциональнее. Участником игры обязательно должен быть и взрослый, который ее ведет.

Занятия для детей при заболеваниях носа и горла

В восстановительных целях, после болезни носа или горла дети должны заниматься развитием носового дыхания, тренировкой дыхательной мускулатуры и совершенствованием кровообращения. В связи с этим проводят специализированные занятия для детей:

  • Малыши сидят, раскинув руки в разные стороны. Глубоко вдохнув, медленно выдыхают, будто надувают воздушный шарик. Выполняя эти действия, говорят: «Уфф...» и неторопливо сводят ладошки. Потом хлопают в ладоши — «шарик лопнул» и выпустил воздух. Дети складывают губы в трубочку и, положив руки на колени, говорят: «Шшш...» Повторяют 4—5 раз.
  • Дети сидят за столом, перед ними стакан с водой, в который вставлена трубочка. Ведущий, у которого имеется такой же стакан, объясняет, каким образом нужно правильно подуть в него через трубочку. Он делает глубокий вдох через нос и медленно выдыхает в трубку, создавая булькающий звук. Детям предлагается повторить упражнение 4—5 раз.
  • Игроки садятся ровно, смыкают губы, плотно прижимая одно крыло носа указательным пальцем. Потом делают глубокий вдох другой половиной носа и на медленном выдохе издают звук: «Ммм...», легонько постукивая указательным пальцем по другому крылу носа. После зажимают другое крыло носа и повторяют упражнение. Зажимая по очереди то одну, то другую половину носа, повторить упражнение 4—5 раз.

Игры как вспомогательное средство лечения детей при заболеваниях легких

Игры как вспомогательное средство лечения детей при заболеваниях легких

При заболеваниях легких и бронхов задачей активных игр, как вспомогательного средства лечения детей, является сохранение эластичности ткани легких, совершенствование проходимости бронхов, предупреждение проблем с осанкой, увеличение скорости адаптации к новым нагрузкам, общее укрепление и оздоровление детского организма. При таких болезнях рекомендуются следующие игровые занятия для детей:

  • По команде ведущего игру «День!» игроки, повернув голову сначала вправо, затем влево, напевают: «День, день». По команде «Ночь!» дети смотрят прямо перед собой и, поднимая руки кверху, произносят: «Ночь, ночь». После этого медленно выдыхают, проговаривая: «У-у-фф». Сделать 5—6 повторений. Взрослые ведущие проверяют правильность осанки у детей.
  • Разместить на полу предметы высотой 15—20 см. Руки детей опущены, лопатки вместе. Высоко поднимая ноги, дети передвигаются вперед, перешагивают препятствия и проговаривают: «Пе-ту-шок». На последнем слоге «шок» малыши перешагивают предмет. Делается несколько повторений.
  • Дети ложатся на спину, вытянув руки «по швам». По сигналу ведущего они быстро перекатываются со спины на живот. Начинается игра на толстом коврике, а затем проводится без него и дети переворачиваются уже без посторонней помощи. Сделать 4—6 повторений, позволяя детям отдохнуть в перерыве между ними.

Лечение детей, страдающих бронхиальной астмой, включает в себя активные игры, цель которых, кроме задач общего физиологического влияния — восстановление равномерного полномерного дыхания с нефорсированным выдохом. Для лучшей работы основной дыхательной мышцы предлагаются занятия с размеренным бегом — самыми подходящими упражнениями для восстановления функции легких.

Ведущий описывает признаки осени, иллюстрируя свой рассказ ритмическими действиями, которые дети должны воспроизвести:

  • «наступила осень и большие тучи ходят по небу» — движения рук по кругу;
  • «идет мелкий дождь кап, кап» — встряхивание пальцев рук;
  • «солнышко выходит все реже» — поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы;
  • «облетает с деревьев листва» — поднимаются на носочки, вытягивают руки кверху, после медленно опускают их и приседают, потряхивая кистями, при этом на выдохе приговаривают: «Те-те-те-те», затем поднимаются и кружатся, словно упавшая листва;
  • «птицы улетели в дальние страны» — медленный бег с переходом на медленную ходьбу и по команде взрослого остановка.

При этом, стоит помнить, что главное для детей — это не то, во что играть, а то, как играть. Самая действенная терапия — это любовь родителей. Нужно каждый день обнимать своего ребёнка, целовать и рассказывать о своей любви к нему, какой он хороший. Нужно любить своих детей, понимать их и расти с ними вместе.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 16.09.2016 11:13, обновлено 17.04.2020 19:06
Рейтинг статьи:
4,4

Читайте также

Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте
Надо ли использовать игру для развития дошкольника? Статья расскажет вам об этом.
Значение игры для развития ребенка: дети и творчество
Дети быстро теряют интерес к играм, бесцельно перебирают игрушки. Знакомая ситуация? Узнайте, почему это происходит и как с этим бороться.
Игры развивающие фантазию
Как развить фантазию у ребенка, какие игры для этого выбрать? Статья подскажет вам ответы на эти вопросы.
Игры и игрушки для детей
Игрушки для ребенка — какими они должны быть? Не забываем о безопасности.
Игры, развивающие внимание и память
Оказывается, память и внимание можно тренировать. Научите своего ребенка замечать скрытые детали.
Значение игры для развития ребенка
Вы хотите, чтобы малыш развивался весело и радостно? Статья расскажет, как делать это, используя игру.