ЗПРР (задержка психоречевого развития) — что таят в себе эти буквы? Почему они так страшат современных родителей? Это медицинский диагноз, который расшифровывается, как задержка психоречевого развития. Ребёнок с ЗПРР имеет уровень речи и психических процессов (памяти, мышления, восприятия), не соответствующие возрастной норме. Кроме этого, у него есть нарушения в эмоционально-волевой сфере, что сказывается на поведении.
Признаки задержки психоречевого развития ребёнка
Задержка психоречевого развития начинает проявляться достаточно рано. Чтобы понять, что малыш развивается неправильно, достаточно внимательно за ним наблюдать.
Признаки ЗПРР:
- в 4 месяца у малыша не появляется улыбка, он не реагирует на близких людей, не заинтересован в эмоциональном контакте с ними;
- в 8 месяцев не лепечет (не повторяет отдельные звуки и слоги);
- в полтора года не употребляет простые слова: «на», «ляля», «мама» и «баба» и т. д. Не реагирует на обращенную речь;
- в 2 года имеет словарный запас, состоящий из нескольких слов. Не повторяет слова за другими, не проявляет интерес к общению;
- в 2,5 года не выстраивает фразу, говорит ограниченное количество слов;
- в 3 года не употребляет короткие предложения, не понимает значения многих простых слов, имеет ускоренную или замедленную речь, переставляет или пропускает слоги.
Дети с ЗПРР часто импульсивные, не могут контролировать свои действия, невнимательные, неусидчивые, быстро устают, имеют ограниченный набор эмоциональных проявлений, не могут найти общий язык со сверстниками, не идут на контакт со взрослыми.
Задержка развития речи или индивидуальные особенности ребёнка?
Для своих родителей ребёнок всегда самый лучший. Именно поэтому большинство из них не замечает тех проблем, которые есть у сына или дочки. Импульсивность и вспыльчивость они списывают на природный темперамент, а отставание в речи на наследственность. Однако такое игнорирование ни к чему хорошему не приводит. Если в 4 года малыш говорит так, что его кроме вас никто не понимает или не может найти контакт с другими людьми, то стоит задуматься, а все ли у него в порядке.
Еще одна частая отговорка родителей дети, которых не разговаривают или говорят очень плохо: «К школе выговориться. Вот его отец вообще до 9 лет «Р» не выговаривал». Если речь идет об одном звуке, то надеяться на то, что он начнет его выговаривать к определенному возрасту, конечно, можно. Однако если малыш в 3 года не строит фразу, говорит только отдельные звуки, то надеяться на то, что он самостоятельно заговорит — это просто преступление. В этом случае единственно правильным решением будет показать ребёнка специалисту, который решит — является ли такое положение дел отклонением или это на самом деле особенность малыша.
Диагностика задержки развития в дошкольном возрасте
ЗПРР — это медицинский диагноз и поставить его могут детский невролог и психиатр после проведения полного обследования. Чаще всего основные отклонения приходятся на дошкольный возраст ребёнка. К врачам могут отправить и на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), куда родителям могут порекомендовать обратиться педагоги детского сада, в который ходит малыш. Направление на ПМПК может дать и невролог. Обследование проводится комплексно, с осмотром многих специалистов.
Однако провести диагностику и заподозрить это отклонение может также логопед, дефектолог или психолог. Грамотный, всесторонний подход к проблеме позволит определить эффективные направления коррекции. Специалисты диагностируют психоречевое развитие ребёнка, ориентируясь на его возраст. Если оно не «дотягивает» до нормы, то выдвигается предположение о том, что у него ЗПРР. Однако это должен подтвердить не один специалист.
Диагностика ЗПРР:
- Детям, у которых развитие речи запаздывает, необходимо обязательно обратиться к сурдологу и проверить слух. Очень часто речь не развивается из-за того, что ребёнок плохо слышит или не слышит вовсе.
- Для оценки развития речи используются тесты, соответствующие возрасту. Это могут быть также анкеты, беседа с родителями, стандартизированные методики со шкалой, позволяющие получить конкретную оценку речевого развития.
- Специализированное обследование работы мозга и сосудов головы и шеи: Эхо-ЭГ, допплерография и т. д. С их помощью невропатолог оценивает внутричерепное давление, степень зрелости мозга, скорость и объём кровотока в мозге.
- Логопедические тесты. Ориентируясь на возрастные нормы, логопед обследует уровень развития фонематического восприятия, произношения звуков, лексико-грамматических категорий.
Диагностика проводится комплексно с привлечением разных специалистов. И только на основании данных всех обследований можно будет говорить о постановке этого диагноза.
Что могут сделать родители?
В работе с ЗПРР могут использоваться разные способы: традиционные и нетрадиционные. Большой популярностью сегодня пользуется сенсорная интеграция, «Томатис», логопедический массаж. Все они по-своему эффективны. Но в погоне за «модными новинками» не стоит забывать, что никакой речевой диагноз невозможно скорректировать, если не говорить с ребёнком, не способствовать активации его словаря. Дельфинотерапия, музыкальная терапия, арт-терапия, массаж — это все хорошо работает, но только как дополнение к основной работе логопеда и дефектолога.
Не стоит отбрасывать классические методы логопедии даже в том случае, если вам кажется, что они не дают результата. К сожалению, коррекция ЗПРР — это не самый простой процесс. Во время работы не всегда наблюдается быстрая и выраженная динамика. Оставлять занятия с логопедом не стоит. Можно попробовать обратиться к другому специалисту, дополнить другими методами коррекции, но не прекращать этот процесс.
Большую роль в коррекции ЗПРР играют родители. Они должны как можно больше общаться со своим ребёнком, показывать примеры правильной речи. Не стоит говорить с малышом на его языке. Его нужно учить говорить на вашем!
ЗПРР успешно корректируется. Дети с таким диагнозом могут выйти в норму, однако заниматься коррекцией нужно как можно раньше. Наиболее благоприятным в этом плане является возраст от 2,5 до 5 лет. Именно в этот период происходит активное развитие речи и всех психических функций. В этом возрасте речь не исправляется, а формируется.
Можно ли начать заниматься позже? Будет ли результат? Не только можно, но и нужно. Конечно, исправить ее будет сложно, какие-то дефекты останутся, но ребёнок сможет нормально обучаться, общаться со сверстниками.
После постановки диагноза специалисты ПМПК могут предложить перевести ребёнка в коррекционный детский сад. Многие родители отказываются от этого, аргументируя это желанием того, чтобы их малыш находился среди «нормальных» детей. Но все дело в том, что программа стандартных дошкольных учреждений рассчитана на детей, развитие которых соответствует возрастным нормам. В коррекционном детском саду с ребёнком с ЗПРР будут заниматься не только воспитатели, но и логопеды, дефектологи и психологи.
Для успешного решения проблемы ЗПРР у ребёнка родителям в первую очередь необходимо набраться терпения. Следует обратиться к нескольким специалистам, активно заниматься речью малыша и результаты не заставят себя ждать!