25.03.2018 3027

Как заниматься с ребенком с ЗРР

Автор - врач психолог

Стрелкова Анна Николаевна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Родители всегда очень ждут первое слово своей крохи, так же, как и первый шаг, первый зуб. Развитие каждого ребенка индивидуально, иногда первое слово приходится ждать очень долго. Как правило, первые слова малыш произносит до 3 лет, повторяет за мамой простые слова, складывает их в короткие предложения. Если этого не произошло, нужно обращаться к специалистам — неврологу и логопеду.

Что делать если ребенок не говорит

Все дети развиваются по-разному. Существуют специальные таблицы и определенные критерии, на которые можно ориентироваться, наблюдая за своим ребенком. При этом нужно помнить о том, что каждый малыш индивидуален. Даже если в его развитии нет отклонений, то могут быть небольшие несоответствия с установленными нормами.

Но часто бывает и так, что время говорить уже подходит, а ребенок продолжает молчать или говорить непонятными фразами. Или не может выполнять элементарные действия, которые его ровесники уже давно освоили. В этом случае родители должны обратиться к специалистам для обследования.

Виды задержек речевого развития у детей

Виды задержек речевого развития у детей

Различают несколько причин задержки речевого развития (ЗРР) у детей.

  • Если ребенок имеет темповую задержку, то он начнет говорить позже сверстников. Причинами тому могут послужить болезни, родовые травмы, патологии, ограниченное общение, проблемное воспитание. Чтобы общаться, ребенку с темповой задержкой речевого развития приходится применять разные жесты, использовать мимику. Он может внезапно заговорить обычной речью, а последующее развитие будет протекать без отклонений.
  • Алалия — полное отсутствие или недостаточное развитие речи у ребенка с нормальным слухом. Она появляется из-за повреждения определенных участков головного мозга, которые отвечают за речь. Когда у малыша обнаруживается алалия, ему необходимо проходить особое лечение у логопеда, иначе он может не заговорить до школьного возраста и, возможно, отстанет и в умственном развитии, поскольку его словарный запас будет ограниченным. Кроме того, звуки, им произносимые, будут невнятны, а грамматика будет усваиваться сложнее.
  • Одна из самых серьезных причин ЗРР — пониженный слух. При сильно пониженном слухе дети начинают говорить лишь после помощи сурдопедагога. При слабо пониженном слухе малыши могут заговорить чуть позже своих сверстников, а качество их речи будет отличаться.
  • ЗРР при наличии коммуникативных нарушений. Симптомы коммуникативных нарушений: отсутствие реакции при назывании имени ребенка, игровая деятельность в одиночестве, уклонение от общения с людьми. Такой малыш может произносить звуки и образовывать из них слова, но он ни с кем не общается. Из-за малого количества общения речь ребенка будет развиваться медленнее.
  • Задержка психоречевого развития. Данный вид задержки обусловлен тем, что у ребенка нарушены высшие психические функции памяти и слухового внимания. Дети с задержкой такого рода начинают говорить позже, чем остальные, им трудно дается формулировка предложений, их словарный запас очень мал. Этот вид задержки требует занятий со специалистами в течение долгого времени.

На первом месте при работе с такими детьми стоит работа со специалистами — неврологом, логопедом, дефектологом. Но при этом родители тоже могут много сделать. С ребенком нужно как можно больше играть и разговаривать. И это тоже сыграет большую роль в его развитии.

В какие игры родители могут играть со своим малышом

В какие игры родители могут играть со своим малышом

Вне зависимости от того, с какой скоростью идет у малыша развитие речи, родителям дома полезно постоянно обогащать словарный запас крохи. Кроме повседневного общения и проговаривания своих действий можно играть с ребенком в игры, которые помогут заговорить быстрее. Они стимулируют произношение новых слов, способствуют активации органов речевого аппарата, обогащают словарный запас.

Например, игра «Поиски сокровищ». В темной комнате нужно спрятать любимую игрушку малыша, дать ему в руки фонарик. Он должен найти игрушку, освещая себе путь фонариком. В процессе игры постоянно повторяется фраза: «Где кукла?» (или мишка, зайка). Если малыш нашел игрушку, его нужно эмоционально похвалить для поддержания интереса к игре.

Запоминать новые слова удобно с помощью карточек с изображением животных, растений, птиц, транспорта. Мама показывает и называет малышу, что изображено на картинке, он старается повторить новые слова.

Предметы мебели и одежды, продукты питания можно изучать без карточек, просто перемещаясь по квартире и называя все вещи подряд. Малыш при постоянном повторении запомнит многое и произнесет. То, чего нет дома, можно изучить по картинкам.

Игра для развития речевого аппарата «Кораблики». Нужно налить в тазик воды, сложить из картона кораблики или пустить в воду пластмассовые игрушечные лодки. Дети дуют на кораблики, а игрушки плавают от одного берега до другого. Интересно будет устроить соревнования — какой кораблик быстрее доплывет до другого берега (края тазика).

Для развития органов артикуляции можно использовать дудочки и другие игрушечные духовые музыкальные инструменты. Это научит детей складывать губы трубочкой, ставить язык и губы в разные позиции для произношения разных звуков.

Обыгрывание разных сюжетов из жизни тоже стимулирует малыша начать говорить новые слова. Ролевые игры в магазин, больницу, школу побуждают задавать во