Память у детей дошкольного возраста: лучшие обучающие комплексы

Развитие ребенка мать и дитя, развитие детей
shutterstock.com

Полноценное развитие ребенка нельзя представить без правильно сформированной памяти. Она важна для всей мыслительной деятельности и отвечает за становление разносторонней личности. Неспособность запоминать информацию является серьезным дефектом и требует своевременной коррекции.

Формирование памяти у детей различается в зависимости от возраста. Память дошкольников 4—6 лет также имеет свои особенности, которые учитываются при занятиях. На этом этапе важно заложить основы процесса запоминания, чтобы облегчить восприятие новой информации в школьные годы.

Основные виды памяти у взрослых и детей

Человеческая память классифицируется по нескольким видам. По способу взаимодействия с окружающим миром различают следующие виды:

  • Двигательная. Процесс запоминания происходит в результате выполняемых действий: дети учатся переворачиваться, вставать, ходить, танцевать, рисовать или писать.
  • Образная. Это память на образы, формируется она с помощью процессов восприятия через сенсорные системы и воспроизводится в форме представлений. Образная память делится на зрительную, слуховую, осязательную (тактильную), обонятельную и вкусовую.
  • Эмоциональная. Запоминаются переживания, связанные с произошедшими событиями.
  • Словесно-логическая. Память хранит слова, речь и действия, которые связаны с ними.

По времени хранения знаний различают:

  • Кратковременную — знания, нужные непосредственно в момент деятельности. В дальнейшем они могут стереться или перейти на долгое хранение.
  • Долговременную — из нее складывается жизненный опыт. Долговременная память хранит всю информацию, полученную человеком.

По способу запоминания память бывает смысловой (между запоминаемыми данными существует логическая связь) и механической (знания усваиваются в результате многократного повторения без улавливания смысла). По цели запоминания выделяют произвольную (для усвоения прилагаются усилия) и непроизвольную (данные сохраняются независимо от человека).

Особенности процесса запоминания в дошкольном развитии ребенка

Особенности процесса запоминания в дошкольном развитии ребенка

В период дошкольного развития ребенка уже отмечается способность строить четкие понятные предложения, выражающие его мысли. Воспринимая информацию, дети анализируют ее и делают собственные, порой неожиданные, выводы. При обследовании предмета внимание привлекают яркие и красочные стороны, при этом главные качества могут быть упущены.

Двигательное развитие ребенка характеризуется способностью выполнять сложносоставные элементы и контролировать процесс. Ярким примером таких действий являются танцы. В ролевых играх осознается и выполняется набор нужных действий, при этом ребенок контролирует не только собственное выполнение, но и движения остальных.

Для этого этапа характерна автоматизация часто выполняемых действий с участием мелкой моторики. Учитывая предыдущий опыт, малыш занимается рукоделием, вырезанием фигурок с помощью ножниц, склеиванием кусочков бумаги. 

Дошкольное развитие ребенка отмечается высокой способностью к запоминанию речи. Он может повторить услышанный разговор; воспроизвести прочитанную родителями сказку или стихотворение; рассказать о произошедшем с ним случае. Ребенок в этот период запоминает яркие эмоции как негативного, так и позитивного характера: поход в цирк или чувство несправедливости при ущемлении его прав.

Дошкольное развитие ребенка является важным этапом жизни, в котором родителям необходимо пробуждать исследовательский интерес малыша, предлагая ему развивающие игры, читая сказки и заучивая стихи.

Обучение запоминанию для развития ребенка

Процесс развития ребенка следует контролировать, направляя его в нужную сторону. Обученный управлению мыслительными процессами, ребенок не будет испытывать сложностей в усвоении школьной информации.

Занятия для детей должны отвечать следующим условиям:

  • материал должен быть интересным и увлекательным для ребенка, вызывать положительные эмоции;
  • занятия для детей должны быть связаны между собой, обучать ребенка видеть связи между событиями;
  • ребенок обязан понимать необходимость полученных знаний и систематического их повторения.

Для свободного развития ребенка важно помнить, что информация детьми запоминается в основном непроизвольно, постепенно объединяясь с мышлением и речью. Плавное накопление информации стимулирует развитие умственной деятельности, расширяя границы познания.

Развивающие игры  и комплексы обучающих занятий для детей

Развивающие игры и комплексы обучающих занятий для детей

Дошкольный возраст — время посещения детских садов, но не следует оставлять весь процесс развития ребенка воспитателям. Родители должны принимать непосредственное участие в воспитании и формировании личности малыша. В этом помогут несложные совместные развивающие игры:

  • Упражнение для развития двигательной памяти. 

Глаза ребенка завязывают платком, берут за плечи и ведут по комнате. В процессе игры малыш выполняет различные движения на собственное усмотрение: прыжок, выпад в сторону, приседание. Завершив проход, повязку снимают — теперь малыш должен воспроизвести все действия с открытыми глазами последовательно.

  • Занятие для детей, развивающее зрительную память. 

Выполняется при помощи карточек со схожими изображениями, на которых малыш должен найти отличия. Для начала он может сравнивать картинки, потом исходное изображение следует прятать, показав его один раз.
 

  • Ассоциативный ряд. 

Учит ребенка различать предметы по свойствам. Взрослый называет предмет, ребенок называет все то, что у него ассоциируется с этой вещью.

Регулярные занятия на развитие памяти облегчат ребенку период адаптации в школе, помогут в процессе формирования личности, закладывая навыки анализа и отбора информации. Дошкольный период отличается высокой степенью усвояемости материала, поэтому следует не упускать возможность заложить основы для эффективного запоминания информации. 


Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Записаться на прием
Для получения квалифицированной помощи
Вы можете записаться на прием к врачу
  • Проверьте свои симптомы;
  • Узнайте о возможных заболеваниях;
  • Предупредите болезнь.
Проверить симптомы
  • База вопросов и ответов;
  • Отзывы и рейтинги врачей;
  • Консультации специалистов.
Задать вопрос врачу