Ученые из Washington University в Сент-Луисе наглядно продемонстрировали, что людям, обращающимся за поддержкой, нужны сочувствие и утешение, а не разумные советы.
В исследовании участвовали 50 женщин и 37 мужчин. На протяжении 2 недель по 5 раз в день им предлагалось ответить на вопрос: разделяют ли они какие-либо негативные эмоциональные переживания, с кем и почему. Их также спрашивали, какую реакцию они получили, обратившись со своими переживаниями к другому человеку.
Оказалось, что люди регулярно сталкиваются с переживанием негативных эмоций, примерно через день. Люди чаще делились своим негативным опытом со своими близкими – романтическим партнером или членами семьи, чем с коллегами или знакомыми.
При этом, рассказывая о своей проблеме, большинство участников надеялось получить поддержку со стороны слушателя в виде положительной оценки и демонстрации дружеских отношений, а не сообщение о своих неправильных действиях. Но хотя испытуемые получили положительную оценку, в более чем половине случаев оказалось, что это не совсем то.
Как отмечают ученые, практика и эксперименты показывают, что люди хотят, чтобы их услышали и поняли, а не исправили их ошибки или объяснили, почему они думают неправильно. В ходе исследования участников также спрашивали, какого рода ответы им бы хотелось услышать.
Большинство объяснило, что им нужны сочувствие, забота и понимание, то есть эмоционально-ориентированный ответ, а не совет, помощь и информация, то есть, проблемно-ориентированный ответ.
Более того, когда им предоставили возможность выбрать и то, и другое, более половины предпочли получить только эмоциональную поддержку, советы и рекомендации им были не нужны.
Увы, в ходе эксперимента значительная часть слушателей давала проблемно-ориентированные ответы, а не эмоциональные.
Ученые считают, что людям стоит прямо говорить о том, чего они хотят от общения с другими людьми.