Творчество: влияние на здоровье и развитие человека
Творчество – это труд людей, в результате которого рождаются новые духовные ценности, создаются произведения искусства, происходят научные открытия, двигается вперед научный прогресс. Одним словом, это то, что движет цивилизацию вперед.
При этом главной особенностью творчества, отличием его от любой иной деятельности является уникальность, исключительность, неповторимость плодов труда конкретного человека. Они являют собой новую веху, высшую ступень развития, образец для подражания. Нечто, имеющее значение для социума в целом.
Их значимость весьма субъективна. Произведения, созданные в результате различных видов творчества нельзя просто взвесить, как слиток золота. Но они обогащают человечество духовно, а также раздвигают горизонты возможностей людей, изобретая нечто качественно новое в науке и технике, и зачастую постепенно обретая вполне осязаемую материальную ценность.
Творчество в жизни взрослого человека
Великий российский философ, Николай Александрович Бердяев, автор известной книги «Смысл творчества», опубликованной в 1916 году, считал, что каждый человек по природе своей – творец. В любом заложено зерно гениальности. И оно может дать благодатные всходы при особых условиях, главным из которых является свобода личности. Именно свобода, по мнению философа, является тем неиссякаемым источником, который питает творчество. Благодаря ему происходит прогресс в развитии цивилизации.
Божественная, непостижимая природа людей такова, что даже в условиях внешне ограниченной свободы, под натиском цензуры, в нищете, в заключении, несмотря на болезни, благодаря внутренней свободе, полету мысли, рождались гениальные философские теории, научные формулы, стихи и проза. Народное творчество, в рамках которого возникали памятники фольклора, наскальная роспись, изобретались колеса и крылья, всегда развивалось не благодаря, а вопреки внешним условиям.
Творчество, как и жизнь человека, были и остаются неким преодолением. Их смысл в решении определенных задач, направленных на преобразование себя и окружающего мира.
Еще один известный ученый, оставивший огромный вклад в развитие психологии в конце прошлого тысячелетия, Лев Семенович Выготский, считал, что тема творчества «звучит» везде, где люди воображают, изменяют, комбинируют, создают нечто новое, какой бы крупицей оно не казалось, в сравнении с гениальными произведениями великих личностей в истории человечества.
Основоположник гуманистической психологии, американец еврейской национальности, родители которого эмигрировали из России в начале прошлого века, Абрахам Харольд Маслоу считал, что жизнь и творчество (как некое качество), даруются каждому человеку одновременно, в момент рождения. Каждый из людей способен творить, также как птицы – летать или деревья покрываться листвой. Однако многие утрачивают этот ценный дар.
Творчество в жизни мужчин
Великие мужчины-творцы оставили свой след в развитии человеческой цивилизации. Это мыслители, философы, инженеры, художники, поэты, музыканты и прочие великие личности, имена которых навсегда запечатлены в истории. А также те неизвестные авторы, чьи жизнь и творчество ручейком вплелись во всеобщий прогресс, составили культурное наследие человечества. Безымянные создатели памятников народного творчества и вполне обыденных предметов обихода, орудий труда, которыми каждый из нас пользуется ежедневно, не задумываясь о его происхождении.
Стремление к созидательному труду, прежде всего к мыслительному – та «искра», которая дарована каждому представителю сильного пола. Кроме того, она подкрепляется извечным желанием найти смысл, докопаться до сути, свойственным большинству мужчин.
Данное сочетание рождает потребность в развитии и творчестве, которую испытывают многие. А реализуя, обретают смысл существования, радость бытия, внутреннюю гармонию.
Творчество в жизни женщин
Представительницы прекрасного пола наделены теми же даром и потребностью творить. Хотя наука признает некоторые различия в мыслительных способностях людей разного пола, обусловленные тем, что одни и те же когнитивные способности реализуются у них разными отделами коры головного мозга и даже неодинаково распределяются между его полушариями. У представителей сильного пола преимущественно развиты зрительно-пространственные способности. У женщин – вербальные и перцептивные.
Но если говорить, в общем, о жизни, творчестве и возможности его реализации, то дамы обладают некоторым преимуществом, в сравнении с представителями сильного пола. Ведь природа распорядилась так, что именно женщина способна рожать потомство, производить на свет нового человека, частично реализуя свои творческие способности, потребности и амбиции. Ее мощная созидательная энергия находит выход в детях, в воспитательном процессе, который также является творческим.
Как правило, реализовав себя в материнстве, состоявшись в своей главной роли, женщины не оставляют попыток преобразовать мир. Кто-то делает научную карьеру, кто-то продвигает культуру, а иные находят себя в декоративно-прикладном творчестве или превращают в произведения искусства обычные семейные ужины. Представительниц прекрасной половины человечества занимают самые полярные жанры творчества:
- от вышивания крестиком до конструирования самолетов;
- от стихосложения до изобретения новых математических формул.
Детское творчество
Все люди, их творческие порывы и достижения – родом из детства. В раннем возрасте легче раскрыть потенциал, заложенный в каждом, но имеющий отпечаток личности конкретного ребёнка. Любые уроки творчества вносят свою лепту в развитие мальчиков и девочек в любом возрасте. Благодаря помощи родителей, учителей, наставников, дети могут ознакомиться с различными видами и освоить разнообразные жанры творчества, чтобы выбрать занятие по душе, в соответствии со способностями и предпочтениями маленького человека. Для кого-то оно станет любимым хобби, которое ребёнок пронесет во взрослую жизнь. Для других может превратиться в сознательно избранную, интересную профессию.
Главное, что развитие творчества, желания и умения изменять мир к лучшему, поможет формированию гармоничного духовного мира любого ребёнка.
Развитие малышей и творчество
Познание и творчество – два рычага, которые позволяют ускорять развитие малышей. Известно, что когнитивные способности формируются в процессе освоения новых навыков, обучения разного рода деятельности.
Уроки творчества в самом раннем возрасте – своеобразный тренинг для воображения, фантазии, поиска оригинального решения тех или иных задач. Они воспитывают целеустремленность и трудолюбие.
Прикладное творчество развивает мелкую моторику, готовит руку малыша к освоению письма, способствует стимуляции речевого развития. В самом юном возрасте мальчики и девочки могут заниматься поделками из природных материалов, составлением аппликаций, мозаик и т. д. Дошкольники любят самовыражаться, используя цветные карандаши, краски, глину, ножницы, клей и бумагу.
Делая первые робкие шаги в художественном творчестве, рисуя пальчиковыми красками или акварелью, создавая «скульптурные» композиции из пластилина и т. п., дошкольники знакомятся с разнообразием форм, богатством цветовой палитры.
Они самозабвенно воспроизводят основные формы, наслаждаются экспериментами с текстурой, пространством и цветом в произведения декоративного творчества. Например, малыши часто изображают дома с сияющим солнцем, составляя сюжеты картин из основных форм: квадратный дом с треугольной крышей и круглым солнцем над ним.
По мере взросления ребёнка, в его живописных произведениях появляется все больше и больше деталей. Он учится рисовать людей. Реалистичные формы, масштаб и прочее дети осваивают позже.
Устное творчество, занятия художественным чтением, риторикой, в сочетании с игрой, перевоплощением, театром, способствуют становлению правильной речи, устранению логопедических проблем. Помогают избавиться от неуверенности в себе и многих поведенческих проблем.
Примеряя на себя разные роли и глядя на мир с точки зрения кого-то другого, ребёнок изучает мир и выражает свои чувства. Рассказывая истории, декламируя стихи, дети обогащают лексику, расширяют кругозор. Некоторые малыши любят вести повествование самостоятельно, другие охотно рассказывают о чем-либо в форме диалога или беседы.
Дошкольники часто полностью погружаются в истории. Порой, когда кто-то читает вслух сказку или рассказывает о чем-либо, мальчики и девочки настолько увлекаются, что реагируют на повествование жестами, мимикой, «иллюстрируя» сюжет.
Пение, обучение игре на музыкальных инструментах и другие разновидности исполнительского детского творчества способствуют формированию чувства ритма, развивают музыкальный слух и художественный вкус. Дошкольники, используя музыкальные инструменты, в том числе свои собственные голоса, учатся выражать свои чувства и мысли.
Малыши с упоением погружаются в музыку, наслаждаются пением. Они обожают песни с повторяющимися, простыми мелодиями. Часто придумывают свои слова, рассказывая о событиях из собственной жизни и людях, которые их окружают.
Дошкольники учатся распознавать и называть любимые песни, исполняют их довольно точно. А заодно разучивают стихи наизусть. Хоровое пение, как жанр творчества, помогает детям понять разницу между быстрыми и медленными, длинными и короткими, громкими и тихими звуками.
Танец – это не просто вид искусства. Танцевальное детское творчество способно играть решающую роль в развитии двигательных навыков детей. И как прочие разновидности креативной игры, он помогает развивать других умений и чувств.
Спонтанно двигаясь под музыку, малыш постепенно совершенствует контроль над собственным телом. Он может выражать печаль, радость и другие чувства через движение, освобождаясь от психоэмоциональных стрессов.
Самые маленькие, осваивая танцевальные виды творчества, развивают способность к подражанию. На уроках танцевального творчества, осваивая движения животных (полет бабочки, прыжки лягушки и т. п.), ребёнок больше узнает об окружающем мире.
Уроки творчества для детей в школьной программе
И в школьные годы музыка, декоративно-прикладное творчество, танцы, изобразительное искусство, техническое творчество, театр и т. п. помогают ребёнку:
- выражать свои чувства;
- совершенствовать навыки общения;
- развивать координацию;
- практиковать мелкую моторику;
- самостоятельно решать различные задачи;
- учиться размышлять;
- находить оригинальные взгляды на вещи.
Особенности творчества школьников младшего и среднего возраста заключаются в том, что дети отождествляют его с игрой. Но в то же время, детское творчество играет важную роль в общем процессе обучения и развития. Оно облегчает познание, творчество помогает школьнику исследовать мир через художественные материалы, богатство языка и движения, и выражать собственные идеи и эмоции.
Уроки творчества – это эффективный способ ускорить развитие и личностный рост ребёнка.
Творчество как способ познания для подростков
Тинейджеры, которые переживают эмоциональные, психологические проблемы, имеют трудности с усвоением школьной программы или в общении со сверстниками, могут найти самовыражение в пении, танцах, техническом творчестве и т. д. Любое искусство является средством передачи идей, чувств, помогает раскрыть талант.
В ходе исследования, проведенного группой ученых из Стэнфордского университета, было обнаружено, что подростки, которые занимаются художественным творчеством, по сравнению с теми, кто не имеет возможности художественного самовыражения в четыре раза чаще выигрывают академические награды.
Прикладное творчество и другие виды творческой деятельности являются эффективным способом для устранения последствий хронических стрессов. Они помогают подросткам избавиться от комплексов, психоэмоциональных нарушений и поведенческих проблем во время гормональных бурь, сопровождающих пубертатный период.
Что такое творчество
Творчество человека – тот вечный двигатель, который позволяет культуре, науке достигать новых высот. Любая деятельность людей, которая служит преобразованию мира, рождает нечто уникальное, заслуживающее интерес, восхищение, приносящее пользу другим – это творчество. Речь не только о художественных ценностях, технических изобретениях. Мыслительная деятельность людей, рождающая духовные ценности, также представляет собой отдельный вид творчества и одновременно является инструментом гениальности, создающим все уникальные продукты в процессе любой творческой деятельности.
Благодаря воображению, рождаются новые идеи литературных произведений, научные изобретения, партитуры музыкальных шедевров, сюжеты гениальных полотен. Любая философская гипотеза, техническая новинка, художественное произведение – это всегда продукт активного познания и творчества. Самозабвенная работа пекаря или повара, цветовода – все это может быть проявлением творчества человека.
Виды творчества
Существует множество классификаций творческой деятельности. Но в соответствии с основными видами духовной и практической деятельности выделяют следующие виды творчества:
- социальное;
- художественное;
- научное;
- техническое.
Каждый из них имеет свои подвиды.
Художественное творчество
Смысл его в синтезе фантазии и реальности, вымысла и действительности, единство которых преломляясь сквозь призму личности творца, превращается в произведение искусства. Художественное творчество призвано вызывать яркие эмоции, будить чувства, получать живой отклик души человека:
- смех;
- слезы;
- гнев;
- интерес;
- любовь;
- катарсис.
В рамках данного вида выделяют подвиды и жанры творчества:
- временные – музыка, литература (в том числе устное творчество народов);
- пространственные – прикладное творчество, изобразительное искусство;
- пространственно-временные – цирк, хореография, эстрада, кинематограф.
Изобразительное искусство состоит из:
- скульптуры;
- графики;
- живописи.
Прикладное творчество делят на:
- архитектуру;
- декоративное творчество, которое включает декоративное народное, в том числе русское творчество, или народные промыслы.
Научное творчество
Развитие творчества в сферах различных знаний является главным двигателем научного прогресса в математике, физике, химии, медицине, философии, педагогике и т. д. Неустанные изыскания и креативные открытия ученых позволяют науке подниматься на новые ступени, увлекая за собой развитие цивилизации в целом.
Творчество в науке представляет собой своеобразную пирамиду.
- В основании ее находятся случайные открытия и многочисленные эксперименты в процессе образовательной деятельности, обучения.
- Середину составляют экспериментальные и теоретические поиски, которые ведут целые армии исследователей.
- Верхушку образуют гениальные открытия выдающихся умов.
Техническое творчество
Совершенствование приспособлений, механизмов и т. п., конструирование и моделирование – все это подвиды технического творчества. Благодаря креативному мышлению, человек издревле изобретал орудия труда, придумывал разные гаджеты, которые облегчали жизнь людей и помогали решать разные задачи: от «палки-копалки», каменного топора, первого огнива и колеса, до машин, роботов и ракет. Социальный опыт, насущные потребности людей стимулировали креативность, подталкивали развитие творчества конструкторов и изобретателей.
Данный вид близок научному. Поэтому чаще имеют в виду не техническое творчество, в чистом виде, а именно научно-техническое.
Социальное творчество
Тема творчества проходит «красной нитью» через все существование социума. Стремление к преобразованию мира, совершенствованию общественного устройства всегда было свойственно людям.
Социальное творчество человека – это практическая деятельность, которая приводит к росту материального производства и совершенствует правовые, экономические, религиозные, психологические и прочие отношения в социуме.
Народное творчество
Художественное творчество народа включает многие виды и жанры, которые возникали как результат индивидуальной и коллективной креативности, и на фоне преемственности поколений превращались в самобытные традиции. Оно является культурным наследием народа, его живой памятью, духовным обликом. Объединяет моральные ценности и раскрывает внутренний мир людей.
Выделяют несколько основных этапов развития народного творчества:
- язычество (до Х в. н. э.);
- христианство;
- ХХ век.
Говоря о русском народном творчестве, выделяют также период отечественной истории, который охватывает временной отрезок от XVII в. до XIX в.
Народное творчество имеет свои подвиды:
- бытовое любительское творчество человека – это различные художественные явления в его повседневной жизни и по праздникам;
- декоративно-прикладное творчество – креативные дизайнерские решения;
- народный фольклор – выражение мировоззрений и духовных ценностей народа в литературной, музыкальной, драматической, хореографической и прочих формах, включая устное творчество;
- художественная самодеятельность народа – организованное творчество человека, как часть коллективного.
Устное народное творчество
Фольклор органично вплетен в нашу жизнь. И сами того не замечая, современные россияне являются «проводниками» народных традиций, в том числе устного русского творчества, ежедневно пользуясь его главным продуктом – великим и могучим русским языком. Трансформируясь, в том числе под влиянием общих изменений в культуре и языке, фольклорные произведения остаются выражением народного духа, способствуют сохранению моральных устоев, обычаев народа. Как много веков назад, рожденный коллективным разумом, фольклор используется для наставления и обучения молодежи.
Жанры устного творчества
В обиходе люди часто используют поговорки, пословицы, рассказывают друг другу анекдоты, смешат потешками и частушками, поют перед сном детям колыбельные, предлагают загадки, учат подрастающее поколение на «преданиях старины глубокой», былинах и сказках. Все эти жанры вместе составляют устное русское творчество или фольклор.
Народные жизнь и творчество всегда тесно переплетались. Благодаря неизвестным авторам, порой рождались настоящие «бриллианты» литературы, которые получали дальнейшую огранку в произведениях великих поэтов и писателей. Так случилась с народными сказками, собранными и обработанными Шарлем Перро, Пушкиным, Гоголем и многими авторами, имеющими мировую известность. Нередко, записанные в народе, занимательные истории превращались в поэмы, повести и романы.
Устное народное творчество и русский язык
Тот живой язык, которым пользуются сегодня россияне, во многом обязан своей яркостью, образностью, живостью, богатством лексики, устному народному творчеству. Фольклор служит залогом сохранения языковой самобытности народа. Он – своеобразный код, который используют для самоидентификации. Особый языковой пласт, который очень трудно, почти невозможно, освоить тому, кто не впитал его по капле с рождения.
Сегодня он ближе для жителей деревень и небольших городов в русской глубинке, нежели обитателям мегаполисов, чей язык изобилует сленгом, американизмами и прочими заимствованиями, специальной лексикой. Для школьников-москвичей «Слово о полку Игореве» звучит сегодня, словно иностранная речь, много слов требуют перевода и толкования, также как воронежские частушки или народные песни, которые все еще поют во время застолий где-нибудь в Вологодской или Новгородской области.
Чтобы русский язык не превратился однажды в абсолютную кальку с английского и прочих, важно бережно относиться к народному литературному наследию, собирать жемчужины фольклора и передавать их детям, читая русские народные сказки, разучивая с малышами песни, сохраняя в школьной программе тему творчества русского народа.
Любимые темы для устного творчества
Самые обыденные житейские ситуации, отношения между людьми, любовь и прочие чувства – популярные темы народного фольклора. Народные сказки, легенды всегда наделяли главных героев лучшими чертами и учили верности, щедрости, преданности, доброте, честности. Преодолевая препятствия, борясь со злом и темными силами, в финале они непременно одерживали победу и жили долго и счастливо.
Еще одна распространенная тема творчества – героизм. Мужество, любовь к отчизне, способность к самопожертвованию наиболее ярко отображаются в былинах, жанре героического эпоса, возникшем на Руси в IX веке. Увлекательные истории, с оптимистичным финалом, повествовали о патриотах:
- Илье Муромце,
- Алеше Поповиче,
- Добрыне Никитиче,
- Садко и прочих богатырях и героях.
Декоративное творчество народа
Данный вид народного творчества возник, благодаря стремлению людей украсить собственные жилища, изменить пространство вокруг себя, предметы обихода, к лучшему. Благодаря креативному мышлению и мастерству народных мастеров, самые простые вещи приобретали эстетическую ценность, радовали глаз, трогали тайны струны души и превращались в произведения искусства.
Декоративное творчество имеет три основные ветви:
- монументально-декоративное;
- оформительское;
- декоративно-прикладное творчество.
Монументально-декоративное искусство включает архитектуру, декорирование жилых и общественных помещений, с использованием скульптуры, живописи и т. д. Оформительское народное искусство наиболее ярко представлено в религиозных обрядах, иконописи, праздничных традициях, например, в свадебных обрядах.
Декоративно-прикладное искусство объединяет различные формы, с использованием разнообразных материалов и техник. Среди его жанров:
- вышивка;
- декоративная роспись;
- резьба по дереву;
- керамика;
- лаковая миниатюра;
- резьба по кости;
- украшения из металла и т. д.
Из истории декоративно-прикладного творчества
У славян, как и у других народов, прикладное творчество черпало сюжеты из окружающего мира и использовало природные материалы. Фантазия мастеров переплеталась с обыденностью, бытовыми сюжетами. Вышивки, роспись по дереву, резьба рассказывали о разных временах года, о праздниках сбора урожая и т. п. В работах присутствовали традиционные растительные орнаменты и специальные знаки, руна, восходившие к язычеству. Постепенно, из ремесленничества рождалось народное, российское искусство, самобытное и неповторимое.
Еще в конце позапрошлого века в России была предпринята попытка сохранить культурное наследие народа. Был открыт Кустарный музей. В его стенах собрали коллекцию выдающихся произведений, созданных народными мастерами. После революции он перестал существовать. Но в конце прошлого века вновь распахнул двери для посетителей. Правда теперь его называют Музеем декоративно-прикладного и народного искусства. Сегодня его экспозиция и хранилища располагают около 120 000 шедевров. Среди них:
- мебель;
- кухонная утварь;
- игрушки;
- резные наличники и «коньки» с крыш;
- старинные сундуки и пр.
Самые древние из них датируют XVI веком.
Прикладное творчество и народные промыслы
Народное творчество в России дало жизнь традиционным промыслам. Среди самых известных:
- хохломская роспись;
- гжель;
- дымковская игрушка;
- павловопосадские платки;
- филимоновская игрушка;
- городецкая роспись;
- ростовская финифть;
- жостовская роспись;
- федоскинская лаковая миниатюра;
- палех;
- ярославская майолика и т. д.
Искусство народных мастеров не было утеряно. Оно бережно хранилось, передавалось ученикам. И сегодня не стоит на месте, а развивается, обретая новые грани, используя современные сюжеты.
Арт-терапия
Лечение творчеством – это один из методов психотерапии. Он применяется в комплексном лечении множества патологий, в том числе психоэмоциональных, так как позволяет влиять на физическое, психическое и эмоциональное состояние, изменяя к лучшему.
Арт-терапия является сравнительно новым методом лечения. Впервые его начали применять в середине ХХ века, вначале в США, Англии и других европейских странах. У истоков метода стоял Адриан Хилл, художник, который обнаружил терапевтические преимущества различных форм искусства для реабилитации больных, после перенесенного туберкулеза. Он первым ввел данный термин в обиход.
Арт-терапия соединяет лечение, познание и творчество. В ходе творческого процесса, посредством самовыражения, людям удается:
- решить личностные проблемы;
- устранить поведенческие нарушения;
- научиться управлять чувствами;
- уменьшить стресс;
- повысить самооценку;
- научиться новому.
Психотерапия использует творчество, как способ общения. Арт-терапия помогает строить отношения в социуме людям после травм, пациентам с различными заболеваниями, в том числе с психическими, тем взрослым и детям, у которых есть проблемы с обучением, физические нарушения, инвалидность.
Не нужно быть гениальным поэтом, скульптором или художником, чтобы получить преимущества от занятий творчеством. Любой может погрузиться в созидательный процесс, увлечься искусством и оптимизировать лечение, посредством арт-терапии.
Популярные виды арт-терапии
Главная особенность творчества в том, что оно помогает человеку выражать собственные чувства, улучшая психоэмоциональное состояние и общее здоровье. Арт-терапия, чаще всего, пользуется традиционными формами искусства, такими как:
- живопись;
- графика;
- фотография;
- скульптура и прочие виды, предполагающие визуальное выражение.
Исполнительское искусство (пение, танец, игра на музыкальных инструментах и т. п.) также является популярным видом арт-терапии.
Не столь важно, какой способ самовыражения выбирает человек. Главное, что он дарит ему позитив и здоровье.
При каких патологиях практикуют лечение творчеством
Различные виды искусства являются чудесным средством, которое способно помогать многим людям проявлять себя, исследовать собственные чувства, управлять привычками, поднимать самооценку. Арт-терапия – удивительное лекарство, которое может помочь любому!
- Например, детям с отклонениями в развитии, взрослым с психоэмоциональными нарушениями, так как посредством творческой деятельности люди могут эффективно выражать скрытые эмоции, способствуя уменьшению стресса, чувства тревоги или страха.
- Она эффективно помогает людям с психоэмоциональными нарушениями, такими как депрессии, тревожные расстройства, панические атаки.
- Занятия различными видами творчества стали частью реабилитации при детском церебральном параличе, аутизме, онкологических заболеваниях и многих других патологиях.
- Арт-терапия может быть ценной частью процесса восстановления для тех, кто страдает расстройствами пищевого поведения. Позволяет пациентам реализовывать себя, получать позитивные эмоции. Постепенно превращается в лучшую альтернативу перееданию, увлечению сладостями и прочим пищевым нарушениям.
- Занятия хореографией и прочими видами творчества помогают женщинам и мужчинам с физическими недостатками принять собственное тело.
- В дополнение к лечению расстройств пищевого поведения, арт-терапия может быть полезным инструментом для комплексного лечения пациентов с алкогольной зависимостью, при наркомании или токсикомании.
Значение творчества для людей с особенностями здоровья и не только
Наверняка, каждый замечал, что пение, рисование помогают отвлечься, расслабиться, улучшить настроение. Особенности творчества заключаются в психотерапевтическом эффекте. К сожалению, далеко не все взрослые люди рисуют, поют, занимаются лепкой, конструированием и «креативят» другими способами. Если найти занятие по душе, окунуться в творческий поток, можно увидеть массу позитивных изменений которые произойдут с организмом.
- Многие научные исследования доказали, что занятия хореографией, пением, декоративно-прикладными и прочими видами искусства даже в зрелом возрасте, дают огромные преимущества человеческому здоровью.
- Арт-терапия способствует развитию личности, мотивирует на преодоление трудностей, совершенствует когнитивные функции.
- Когда человек увлеченно занимается любым (техническим, музыкальным, декоративным и пр.) творчеством, в его организме увеличивается уровень эндорфинов, поэтому он получает положительные эмоции, отличный релакс, улучшается его общее самочувствие.
- Арт-терапия используется не только в качестве метода лечения при хронических патологиях и системных нарушениях. Она может помочь любому человеку улучшить эмоциональное состояние и психическое благополучие, снять стресс или напряжение. Творчество может быть использовано в качестве способа самопознания и самовыражения.